Завершилось воссоздание Дачи Шапошниковой в Парголово

Деревянная дача на улице Ломоносова, 80 в Парголово была построена в конце 1880-х гг. и принадлежала жене владельца табачной фабрики Екатерине Николаевне Шапошниковой. Центральная часть дома двухэтажная с одноэтажными пристройками. Архитектурный резной декор (карнизы, наличники, орнаменты причелин) исполнен по мотивам русского деревянного зодчества. В советские годы здесь располагалась поликлиника, впоследствии здание использовалось как многоквартирный жилой дом. По заключению межведомственной комиссии в 2008 году дом был признан аварийным и подлежащим реконструкции. До продажи на торгах в 2017 году здание было заброшено. Новый владелец, А.Ю. Кормилицын, решил реконструировать объект.

Фото: 2017 год

В 2018 году в КГИОП поступила экспертиза на проектную документацию работ по сохранению дачи Е.Н.Шапошниковой на ул. Ломоносова, 80, лит. В в Парголово. Здание является выявленным объектом культурного наследия «Дача (деревянная 1-2-этажная)». Согласно проектной документации, разработанной ООО «М.Г. Прайват Реконстракшн» Максима Филипповича, деревянное здание подлежало полной разборке, что, по мнению градозащитников, противоречило требованиям Федерального закона “Об объектах культурного наследия…”, гарантирующего физическую сохранность объекта культурного наследия.

В КГИОП находится подготовленная еще в 2015 году государственная экспертиза на включение дачи Шапошниковой в реестр памятников. Однако с решением о включении Комитет тянул до последнего, а разработанный им в 2017 году предмет охраны акцентирован лишь на общие конструктивные особенности, объемы и материал здания, что исключает неприкосновенность самого важного — подлинности. Очевидно, предмет охраны был подогнан под готовящийся к реализации проект.

Несмотря на обращения СПбО ВООПИК с аргументацией проведения ремонта здания без разборки, КГИОП документацию согласовал.

Фото: http://www.citywalls.ru/house20651.html

Как сообщили в пресс-службе Комитета, «в результате консультаций со специалистами в области сохранения памятников деревянного зодчества установлено, что реставрация данного здания без переборки теоретически возможна, однако учитывая состояние фундамента и несущих стен, риск проведения подобных работ не оправдан».

По итогам обследования строительных конструкций их состояние оценили как аварийное: значительная деформация венцов сруба, недопустимое состояние конструкций перекрытий, биологическое поражение древесины в результате протечек. Также было выявлено аварийное состояние фундаментов, отсутствие гидроизоляции между фундаментами и элементами сруба.

Исторические конструкции сруба подлежали реставрации путем переборки с маркировкой и нумерацией элементов. Планировалась замена нижних венцов наружных стен сруба и усиление существующей бутовой кладки фундамента.

Фото: 2018 год

На протяжении 2018 — начало 2019 года здание стояло в лесах. Архитектурный резной декор был снят с фасадов. На время работ он находился на хранении у собственника. Вместе с декором была снята и обшивка дачи. Сруб, лишенный дощатой обшивки, показывал высокую степень сохранности дома. Рядом на территории лежали свежие бревна – на смену историческим.

Фото: 22.04.19, Дмитрий Малахов

В апреле 2019 года дача была полностью разобрана. Промаркированные конструкции частично были складированы под навесом на территории.

Фото: январь 2020 года

Работы с фундаментами и восстановление сруба длились до начала 2020 года. В январе мы заметили уже «собранную» без обшивки дачу. Визуально основная часть была собрана из свежих (неотесанных) бревен. Старые бревна формировали одну из угловых пристроек, а это, по примерным оценкам очевидцев, процентов 15% от всей конструкции.

Фото: февраль 2021 года

К концу 2020 года фасадные работы были практически завершены: появилась обшивка, была доделана крыша. Для восстановления внешнего облика не хватало только декоративных элементов, которые обещали максимально вернуть на фасад после реставрации. В феврале они появились на фасаде.

Фото: февраль 2021 года

По итогам работ даче возвращен исторический облик. Однако вопрос сохранения большинства исторических конструкций все же остался в стороне. Несомненно, восстановление дачи Шапошниковой будет транслироваться как положительный пример обращения с наследием, но безусловно памятник теряет свою подлинность при такой «реставрации».

Юлия Рыбина