Выявленный объект культурного наследия, деревянная дача Е.Н. Шапошниковой на улице Ломоносова, 80, литера В в Парголово, в настоящее время полностью разобран. Часть сруба находится на территории, бревна промаркированы и укрыты. Это все, что осталось от старинного дома.
Фото: 22.04.19. Автор Д. Малахов
В 2018 году в КГИОП поступила экспертиза на проектную документацию работ по сохранению деревянного здания. Проект разработан компанией ООО «М.Г. Прайват Реконстракшн». Решение о разборке дома идет в разрез с существующим законодательством. Вопреки требованиям Федерального закона “Об объектах культурного наследия…”, гарантирующего физическую сохранность объекта культурного наследия, предполагается полный демонтаж здания.
По техническому заключению 2008 года дом признан аварийным и подлежит реконструкции. В марте 2017 году дачу Шапошниковой продали с торгов. Архитектурный резной декор (карнизы, наличники, орнаменты причелин), исполненный по мотивам русского деревянного зодчества, был снят с фасадов. Сейчас он находится на хранении у собственника. На протяжении прошлого и до начала весны этого года здание стояло в лесах. Сруб, лишенный дощатой обшивки, показывал высокую степень сохранности дома.
Фото: 2018 год
Здание было построено в конце 1880-х гг. и принадлежало жене владельца табачной фабрики Екатерине Николаевне Шапошниковой. В советские годы здесь располагалась поликлиника, впоследствии здание использовалось как многоквартирный жилой дом. До продажи на торгах здание было заброшено. Новый владелец, А.Ю. Кормилицын, решил реконструировать объект методом переборки под свои цели.
Фото здания до разборки: октябрь 2017 года
По данным на информационном щите, КГИОП выдал разрешение на работы в январе этого года. Комитет также сообщает, что проектными решениями предполагается восстановление исторических оконных и дверных проемов, реставрация резной декоративной отделки фасадов с максимальным сохранением подлинных элементов.
В КГИОП находится подготовленная еще в 2015 году государственная экспертиза на включение дачи Шапошниковой в реестр памятников. Однако с решением о включении Комитет тянул до последнего, а разработанный им в 2017 году предмет охраны акцентирован лишь на общие конструктивные особенности, объемы и материал здания, что исключает неприкосновенность самого важного — подлинности. По всей видимости, предмет охраны был подогнан под готовящийся сейчас к реализации проект.