На официальном сайте ИКОМОС появился отзыв на видеоролик, недавно размещенный на канале YouTube. За 24 минуты в этом видео рассказывается о проводимой реставрации. Однако Сергей Горбатенко оценил видео критически.
Раскрыты побуждающие их мотивы, приведены аргументы, обосновывающие принятие ими решений – на наш взгляд, наносящих огромный ущерб историческому парку, его ландшафтной композиции и духовному содержанию, грозящих уничтожением зданий центральной усадьбы XVIII в., —
таково впечатление председателя Санкт-Петербургского отделения ИКОМОС об увиденном.
Апелляцию к Д.С. Лихачеву для обоснования проводимых работ Горбатенко считает неоправданной:
К имени выдающегося ученого-гуманиста в подобных случаях апеллируют всегда, и в случае с Монрепо это оправдано: Д.С. Лихачев принимал непосредственное участие в организации здесь музея-заповедника. Однако порой, в нашу эпоху торжествующей некомпетентности, этим именем откровенно манипулируют – как это было, в частности, при реконструкции Летнего сада, когда на вывешенных на ограде баннерах мы читали его слова, а за оградой делалось им прямо противоположное.
ИКОМОС рекомендует посмотреть фильм о Монрепо с участием Лихачева, чтобы самостоятельно оценить, соответствует ли позиция академика происходящему в Монрепо сегодня.
По нашему мнению, в происходящем ныне было виновато совсем не «суровое, неумолимое время», по словам авторов ролика, разрушающее парк. Виноваты пришедшие сюда большие деньги, которые уже уничтожили подлинный Летний сад, а теперь уничтожают Монрепо, —
считает ИКОМОС. И приводит слова Татьяны Зинчук, которая рассказывает, что парк удавалось поддерживать и в условиях минимального финансирования, в том числе с помощью волонтеров.
ИКОМОС критикует выбор исторического периода, на который было принято решение восстанавливать облик парка. Причем излагаемая в видеоролике концепция отличается от того, что проектировщики говорили ранее: теперь они утверждают, что «периодом, на который будет реставрироваться парк, является период двух первых Николаи, а именно 1790-1860-е годы»; ранее говорилось, что за основу взят план 1804-1806 гг.
Главная, пока не осуществлённая, но грозящая вот-вот осуществиться угроза такого решения – изменение пространственно-планировочной концепции важнейшего участка парка, «Елисейских полей», их восточной части — луга, расположенного против центрального ансамбля, вид на который открывался из рабочего кабинета Николаи. Именно о нем в самом начале своего фильма говорит Д.С. Лихачев. Эта замечательная по красоте пейзажная композиция в виде «рогатки» из двух расходящихся парковых дорог, появившаяся в середине XIX в. при Пауле Николаи и сохранившаяся до сих пор, возможно, доживает последние дни. Согласно проекту, она должна быть заменена прямыми аллеями с сопутствующими архаичными элементами, показанными на плане Штейнгеля. Уже вырублена располагавшаяся в его центре живописная группа деревьев, на очереди — перепланировка.
Сергей Горбатенко, ссылаясь на мнение председателя Совета по ландшафтной архитектуре Союза архитекторов Андрея Реймана, утверждает: массовых вырубок можно и нужно было избежать, и это решение было серьезной ошибкой.
Та часть проекта, которая связана с реставрацией зданий и сооружений на территории Монрепо, также вызывает серьезные вопросы у экспертов.
Полная разборка зданий грозит им смертным приговором, что уже сейчас обосновывается поразившим их едва ли не полностью белым грибом (что не соответствует действительности — зоны его его распространения ограничены и локальны).
Специалисты считают, что «причин для полной разборки зданий нет, достаточно проведения профессионального реставрационного ремонта» — подробно описывают план реставрационных мероприятий, которые позволят сохранить деревянные здания без разборки.
В завершение скажем, что представленные здесь выводы по проекту полными считать нельзя. Их можно сделать только в процессе пересмотра проекта, в составе рабочей группы или совета, желательно с включением в него специалистов, рекомендованных ИКОМОС Финляндии. Однако к такого рода сотрудничеству ответственные лица, пока, судя по всему, не готовы. Они занимают позицию «глухой обороны», —
заканчивает свой отзыв Горбатенко.