Юлия Минутина-Лобанова рассказывает о рабочей группе 30 августа – одной из самых ожидаемых заинтересованными горожанами за последнее время. О том, каких решений больше всего ждали люди, далекие от градозащиты, какой адрес привлекал к себе особое внимание градозащитников – и о том, почему ни одно из этих ожидаемых решений не было принято.
– Юлия, давайте поговорим о последней летней рабочей группе. Она привлекла к себе небывалое внимание – ведь один из адресов связан с личностью Юрия Гагарина. Что это за история?
– Речь идет о корпусе завода «Вулкан» на Петроградской стороне, на Леонтьевском мысе, адрес – Новоладожская, д. 4. На рабочую группу выносили экспертизу, которая обосновывала невключение здания в Реестр объектов культурного наследия.

Действительно, чисто с архитектурной точки зрения здание вполне заурядное, к тому же, надстроенное в середине XX века. Однако статус памятника определяется не только архитектурными достоинствами здания. Во-первых, это одно из последних двух сохранившихся заводских корпусов на Леонтьевском мысу, который, собственно, получил свое название благодаря ситценабивной фабрике Леонтьевых. Позже, уже в советское время, ее корпуса вошли в состав завода «Вулкан». Второе здание признано памятником архитектуры, однако теперь оно находится во дворе жилого дома, подойти к нему невозможно, а если учесть тенденцию последних лет делать дворы закрытыми, то для большинства горожан доступа к ней не будет. Я не говорю уже о том, что здание это много лет руинировано и его судьба тоже вызывает серьезную тревогу. В то время как рассматриваемый корпус выходит на Новоладожскую улицу и служит прекрасным напоминанием об истории этого места.

Кроме того – и это породило столь пристальное внимание к этому адресу – на заводе «Вулкан» проходил преддипломную практику будущий космонавт Юрий Гагарин. Сейчас на корпусе установлена мемориальная доска.
В итоге вопрос о статусе корпуса так и не был решен. Рабочая группа приняла решение предварительно согласиться с экспертизой, но дать экспертам еще 2 недели на поиск дополнительных сведений о том, связан ли этот конкретный корпус с прохождением Юрием Гагариным практики. Такое же исследование могут провести и градозащитники. На следующей рабочей группе будет принято окончательное решение.
– Еще один адрес, по которому все очень ждали информации – Лахтинская, 24, откуда два года назад был сбит рельеф, в народе называемый Мефистофелем.
– Эта экспертиза как раз на включение в Реестр, с ней проблем не предвиделось. Однако в начале заседания стало известно, что эксперт не сможет представить экспертизу. Рассмотрение этого объекта и еще одного – на ул. Ивана Черных, д. 16 – пришлось отложить.
– Какие еще адреса можно выделить? Каких еще решений ожидали градозащитники?
– На этой рабочей группе должны были рассматриваться 4 экспертизы в Коломне на невключение в Реестр памятников. С двумя адресами рабочая группа согласилась – хотя и были споры. Оба здания расположены на ул. Декабристов: это дом №49 – доходный дом Брюн – и «Образцовый жилой дом Общества для улучшения помещений для рабочего и нуждающегося населения» на углу с Английским проспектом.

Причем второй дом достаточно любопытен как один из первых примеров поиска решения жилищной проблемы для небогатых людей. Было создано благотворительное акционерное общество, в которое вошли знаменитые люди середины XIX века – от членов императорской семьи до представителей таких фамилий, как Нессельроде, Абаза, Штиглиц, Демидов и другие. Рафаэль Даянов и Никита Явейн обратили внимание на нерациональные, неудачные планировки здания, да и стоимость аренды оказалась немаленькой. В общем, здание вполне можно считать памятником благим намерениям или первому блину комом (смеется). Но рабочая группа решила согласиться с экспертизой и отказать зданию в статусе объекта культурного наследия.
Дом Общества для улучшения помещений на Английском пр., д. 17-19
Кстати, примечательно, что после этого вопроса рассматривался комплекс зданий на Выборгской стороне на Диагональной улице – дома, также построенные с целью «борьбы с жилищной нуждой» по проекту архитектора Лялевича. Они были признаны объектом культурного наследия – не в последнюю очередь благодаря нестандартному градостроительному решению размещения их на земельном участке неправильной форме.
Дома Товарищества борьбы с жилищной нуждой
– Были еще адреса, где рабочая группа выступила единодушно?
– Во-первых, это жилой дом специалистов «Свирьстроя» в конце Малого проспекта Петроградской стороны. Этот дом знают все – он прекрасно виден с Каменноостровского проспекта. Величественный памятник в стиле конструктивизм, разумеется, был рекомендован к включению в Реестр объектов культурного наследия.
Жилой дом специалистов «Свирьстроя»
Еще одна грандиозная постройка – жилой дом на Петровской набережной (несмотря на то, что фасадом он выходит к Неве, его адрес на самом деле – Мичуринская ул., д. 1. По этому объекту возник только один вопрос – «А разве это еще не памятник?»
Жилой дом на Петровской набережной
Безусловным успехом можно считать отклонение экспертизы на невключение в список памятников Запасного дома вел. кн. Павла Александровича на улице Писарева, д. 6-8. Это здание сохранилось практически без перестроек, у него очень выразительный дворовый фасад и сохранившийся дворовый флигель, построенный в едином стиле с лицевым. По этой экспертизе не было ни одного голоса в поддержку выводов – либо против, либо воздержались.
– В повестке рабочей группы было изначально 10 вопросов, два не рассматривали, а в пресс-релизе КГИОП упомянуто только 7.
– Еще одно неожиданное решение – по комплексу служебных построек Дирекции Императорских театров в переулке Матвеева. Там за советским лицевым корпусом скрывается удивительный ансамбль небольших корпусов, в которых располагались мастерские Мариинского театра. Первоначально здания были построены по проекту архитектора Кавоса – одного из крупнейших петербургских архитекторов. Во второй половине XIX века они были надстроены архитектором Шретером – тоже одни из известных мастеров своего времени. В итоге мы получили неповторимую по своей гармоничности и необычности среду. Фотографии фасадов, к сожалению, не могут передать этого ощущения.
Комплекс построек во дворе на пер. Матвеева, д. 3
В итоге голоса поделились следующим образом: три голоса – за отклонение экспертизы с отрицательным заключением, три – за то, чтобы ее принять, двое воздержались. В результате решение так и не было принято. Экспертиза будет рассмотрена повторно.