Саркофаг для жизни

Еще один деревянный памятник в Сестрорецке – дачу Важеевской на улице Андреева, 12 – заключают в саркофаг. Ранее в подобные конструкции поместили соседнюю дачу Змигродского и дачу Кочкина у платформы Курорт. В отличие от обычных саркофагов эти предназначены спасти ценнейшие объекты деревянной архитектуры. Но не обернется ли спасение смертью?

После канувшей в лету концепции восстановления курортных дач от АО «Авенариум+» за работу по консервации разрушающихся дачных построек все же взялось Жилищное агентство Курортного района.

В конце 2018 года металлические конструкции, затянутые плотной сеткой, скрывающей сам памятник, появились на даче Людомира Змигродского (Сестрорецк, Андреева ул., 3). После сильного пожара в 2010 году дом расселили. С того момента никаких мер по его сохранению Администрацией не принималось, что непоправимо повлияло на состояние дома. Второй этаж давал уже сильный крен и был деформирован, когда на здание, наконец, установили саркофаг, затормозивший обрушение.

Дача Людомира Афанасьевича Змигродского была построена в начале XX века. С 1902 года ее хозяином был Л. Змигродский, служивший в Техническом комитете Главного интендантского управления, а с 1916 года – его дочь Валентина. В 1925 году в доме была база отдыха «Трудовой курорт», которую потом переименовали в «Сестрорецкий курорт». К 2010 году дом, бывший жилым, частично расселили. В том же году случился пожар, обрекший здание на годы запустения и разрушения.

Елена Травина, координатор исследовательской группы «Старые дачи»:

«Десять лет назад, когда дачи только были расселены, саркофаги бы не потребовались, потому что здания находились в хорошем/среднем состоянии. До аварийности их довели владельцы/арендаторы и КГИОП, который не осуществлял должного присмотра. Но тогда эти дачи просто считали никому не нужными «деревяшками» и хламом. И только после того, как на сайте «terijoki.spb.ru» начали появляться материалы из архивов Финляндии, а «комиссия М.И. Мильчика» сделала объезд деревянных домов во всех районах, что-то чуть сдвинулось с места. То есть, архитектура стала подтверждаться историческими фактами».

Саркофаг по заявлениям специалистов — это временная мера перед продажей объектов на торгах.

Власти планируют выставить дачу Змигродского на аукцион по программе «Рубль за квадратный метр». Сейчас осуществляется перевод здания из жилого в нежилой фонд.

Дача лесничего Сестрорецкого лесничества, титулярного советника Николая Михайловича Кочкина, выстроена в 1906-1909 гг. неизвестным архитектором в стиле модерн.

Далее саркофагом накрыли дачу Н.М. Кочкина у платформы Курорт (Сестрорецк, ул. Максима Горького, 8). Перед этим на объекте были проведены противоаварийные работы: разобрана старая и установлена новая временная крыша, демонтированы аварийные конструкции и обшивка здания. За последние три года здание дважды обрушалось. После внимания к зданию, проявленного прокуратурой, районная администрация включила его в список горячих точек для первоочередных консервационных работ. В будущем объект также планируют включить в программу «Рубль за квадратный метр».

Март 2020 г. Фото: Т. Владиславская.
Дача Евгении Федоровны Важеевской в стиле модерн предположительно была построена в 1907 году по проекту архитектора С. Г. Гингера. Деревянную дачу, возведенную в традициях русского народного зодчества, в народе называли «Дом-сказка». В советские годы в здании располагался Дом отдыха Рабочего жилищно-строительного кооператива транспортников Сестрорецкого района, затем был детский сад-ясли. В 2008 году на даче произошел пожар, и теперь объект нуждается в реставрации.

В начале 2020 года тенденция дошла и до дачи Важеевской (Сестрорецк, Андреева ул., 12). Здание находится в оперативном управлении школы олимпийского резерва. Сейчас над ним устанавливают металлический навес — саркофаг, опирающийся на сваи. Стены зажаты опорными металлоконструкциями. Межэтажное перекрытие дома находится в аварийном состоянии, но внешне дача выглядит сравнительно лучше вышеупомянутых построек.

Виктор Мудров, краевед:

«Саркофаг на даче Важеевской кажется абсолютно бессмысленным, достаточно было ремонта крыши и охраны на объекте, чтобы дом продолжал радовать людей. Теперь за саркофагом мы его не увидим. Ее еще можно отреставрировать с сохранением сруба по примеру восстановления деревянных домов в Павловске. Декор можно сохранить подлинный. В целом, саркофаги – не выход. Дачам необходимо искать применение. В Сестрорецке, например, хотят построить музыкальную школу. Её можно было бы разместить в Курорте, в нескольких отреставрированных дачах. На даче Кочкина и Змигродского саркофаги более оправданы. Плохо, что дальше этого дело пока не идет».

Декабрь 2019 г. Фото Галины Артеменко

На прошлой неделе КГИОП опубликовал охранное обязательство на дачу Кривдиной (Сестрорецк, Григорьева ул., 16). Согласно документу работы по сохранению памятника регионального значения должны провести в течение 2,5 лет. В здании, несмотря на частично аварийное состояние, до сих пор живут люди. По данным Смольного владелец здания ООО «Норд-отель» до сих пор не может решить проблему расселения жильцов.

Беседка Шаляпина, фото 2019 г.
Построена в начале минувшего века по проекту архитектора Зигфрида (Григория) Яковлевича Леви и находилась на дачном участке зубного врача Бориса Вульфсона. «Шаляпинской» ее назвали местные – по легенде певец давал в ней концерты для отдыхающих Курорта.

В скором времени в рамках подпрограммы «Наследие» государственной программы «Развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге» на 2019-2021 гг. КГИОП планирует начать работы по сохранению беседки Шаляпина на углу улиц Сосновой и Андреева. В прошлом году беседка была переведена в собственность города и закреплена на праве оперативного управления за историко-культурным музейным комплексом в Разливе.

Дача Кречева. Февраль 2020 г. Фото Виктора Мудрова

Традиционной оказалась консервация дачи Кречева (Сестрорецк, ул. Григорьева, 18): здание укрыто зеленой сеткой, оконные проемы закрыты металлическими листами. По сообщению краеведов и местных жителей листы частично уже повреждены и доступу посторонних внутрь дома не препятствуют. Металлические листы в данном случае оказались не только бесполезными, но и визуально искажающими внешний облик старинной дачи.

Елена Травина, координатор исследовательской группы «Старые дачи»:

«Наверное, саркофаги хуже не сделают, но то, что они экономически выгодны для «осваивания финансирования» — я почти не сомневаюсь. И что денег туда вложено немерено — тоже. В прошлом году к чемпионату мира по футболу закрыли дачу Змигродского. Баннеры сразу разорвало ветром, установили новые. На эти деньги можно было сделать неотложные противоаварийные мероприятия на других дачах. Мое мнение таково, что сейчас надо спасать то, что еще худо-бедно держится. Для меня и моих коллег — это дача Г. Мюзера в Зеленогорске на Театральной улице, 9. Это шедевр, XIX-й век, это, скорее всего, архитектор Шауб. Пока строят саркофаги над уже практически потерянным Змигродским и ждут инвестора, мы потеряем Мюзера. А там уже путь один — срочно отнимать у собственника, который к 2014 г. должен был восстановить здание».

Фото заставки: Т.Владиславская, март 2020 г.