Движение «Культурный патруль» провело вторую конференцию, посвященную защите наследия

23 ноября волонтерское движение «Культурный патруль» провело в Библиотеке Роста и Карьеры БРИК на Московском пр., 150 на конференцию «Сохраняй!».

На предыдущей конференции «Культурного патруля» в НеФОНЕ был представлен широкий спектр разнообразных «активностей» в сфере культурного наследия — сообщения очень различались основательностью погружения в проблему и были объединены разве что неравнодушием к наследию. На этот раз собрались люди преимущественно с практическим опытом защиты наследия. Скромная компактная конференция в БРИК: дюжина спикеров, большинство которых на этот раз не активисты, а специалисты — искусствоведы, архитекторы, реставраторы. Несколько презентаций, знакомящих с концепцией возрождения пригородных дач и усадебных комплексов — Ириновки, Жерновки, дач Петергофского взморья. Несколько докладчиков посвятили свои презентации сохранению советского архитектурного наследия.

Елена Николаева — автор блога «Сталинка на Чёрной» рассказала личную историю о том, как из простой истории про переезд в старую квартиру выросла идея целого блога и интерес к малоэтажному архитектурному наследию города. В этом блоге, пронизанном любовью к своему дому, она рассказывает о преимуществах и сложностях жизни в малоэтажном доме советской постройки. Как любить каждую деталь в своей квартире и своем доме где она находится — этому учит блог Елены.

Одним из самых живых и интригующих оказался доклад не про Петербург: кандидат искусствоведения Анастасия Долгова рассказала, что в посёлке Чагода Вологодской области местная администрация с одобрения жителей планирует уничтожить треть рабочего посёлка, спроектированного Ноем Троцким в 1926 году. Анастасию, случайно оказавшуюся на конференции в Чагоде, не на шутку взволновала эта история, и уже там она вошла в состав рабочей группы по решению вопроса. Акцент в докладе сделан на том, что при утрате такого количества исторической застройки исчезнет раритетный памятник градостроительства и архитектуры, планировка которого — аллюзия на серп и молот.

С докладами выступили и сами участники «Патруля»: студент-реставратор СПбГАСУ Сергей Берёзкин  рассказал о проблемах сохранения рабочих городков 1920-19230-х гг.

К докладчикам присоединилась сотрудник библиотеки БИРК Надежда Гринева  и провела для слушателей «виртуальную» экскурсию по Московскому проспекту, пройдясь по зданиям советской эпохи, делая акцент на истории изменения их облика.

Выступление Ники Артемьевой было подчеркнуто популяризаторским; адресуясь к неофитам от краеведения, Ника сделала обзор источников визуальной информации об архитектурных деталях фасадов и дала краткие рекомендации, что делать, если вы заметили уничтожение исторических архитектурных деталей: фотофиксация, вызов полиции, сообщение активистам, предание гласности через соцсети.

В обстоятельном обзоре интернет-пространства Марина Селезнёва рассказала о государственных и информационных порталах, специализирующихся на темах охраны наследия, нового строительства, правовой и технической документации, мониторинг которых позволяет предупреждать угрозы наследию и акты вандализма. Марина поделилась собственным примерном физического спасения демонтированных лестничных балясин.

Фото: http://www.ipetersburg.ru/usadba-irinovka/

На примере проведенной несколько лет назад реставрации усадебного дома Корфов в Ириновке, занятого больницей, Селезнёва показала, как сохранять памятник, не навредив.

Мастер столярных дел Виктор Парунов никакой презентации не представил, но его выступление оказалось чуть ли не самым живым и интересным. Он диагностировал рост интереса заказчиков к воссозданию подлинных дверей и окон: в последние несколько лет разительно увеличилось число собственников, предпочитающих отремонтировать старые детали интерьера вместо замены на новые. На вопрос о социальном портрете типичного добросовестного собственника Парунов уверенно отвечает: люди самых разных слоёв и социальных типов. Растущий спрос на ремонт столярки значительно опережает предложение: добросовестных мастерских не так много, и это тот случай, когда дефицит конкурентов Парунова огорчает.

В сегодняшней тотальной замене дверей и окон исторических зданий на металл и пластик мастер винит разрушение реставрационной системы и профобразования в 1990-х и тотальный евроремонт с 2000-х; однако проблема нехватки мастеров и мастерства в столярной сфере не столь необратима: интернет сделал доступными архивные первоисточники, взамен ручных появились специальные электроинструменты. Более серьезные проблемы для текущего ремонта аварийных старых дверей и окон в другом: работать с КГИОП неэффективно и невыгодно, только стоимость ГИКЭ и проекта значительно превышают стоимость самих работ, проще и осмысленнее иметь дело с собственником.

Парунов сказал, что готов к взаимовыгодному сотрудничеству с волонтерами, желающими обучиться столярному делу: в обмен на помощь в текущем ремонте дверей и окон он предлагает бесплатное обучение. Фонд «Внимание» пока на предложение не отреагировал, а вот Евгения Петрашень, главный архитектор бюро «Наследники Бенуа», преподаватель кафедры дизайна СПбГУ, презентовавшая концепцию возрождения дач Бенуа, Грубе и Крона в Петергофе — предложением заинтересовалась: в ходе реализации проекта, над которым она с коллегами сейчас работает, столярной работы предстоит много…

Валентина Манн («Двери с помоек») честно признается: их группа занялась спасением выброшенных на помойку исторических дверей, не имея представления, что же со спасенным дальше делать. Благодаря группе избежали неминуемой гибели сотни дверей и окон; при консультации специалистов (того же Парунова, специалистов Эрмитажа) ведется их ремонт, определяется время изготовления и стилевые характеристики, подыскиваются собственники. К сожалению, масштабы общегородской беды несопоставимы с ресурсами трёх энтузиастов, которые не могут равнодушно смотреть, как гибнут прекрасные подлинные фрагменты петербургских интерьеров. Пока одни спасают двери физически, более опытные коллеги могут вести работу по выяснению законности их демонтажа и наказанию виновных, активизировать штрафные санкции со стороны КГИОПа. В планах группы — бороться с тотальной заменой петербургских окон на стеклопакеты: то, о чём все говорят, но никто не знает, что именно для этого можно сделать. «Двери с помоек» пока тоже не знают, но их это не останавливает. И это очень хорошо.

В завершении конференции должна была состояться пленарная дискуссия, посвящённая промышленному наследию Петербурга, которая превратилась в лекцию Валентины Ивановны Лелиной об уходящей натуре и ценности изучения материальной культуры Петербурга. Заводы и фабрики, строившиеся в эпоху индустриального развития и характеризующие историю целых поколений, уникальны уже потому, что такого больше никогда не повторится: современный «серый пояс» так же однообразен, как многоэтажная жилая застройка. Необычайно популярные в Европе, памятники «серого пояса» у нас пока воспринимаются наследием «второго сорта».  Блестящий специалист и автор поэтических сборников, Лелина внесла поэзию в предмет, который, на первый взгляд, абсолютно утилитарен, так что все гости конференции по своему желанию остались дольше заявленного тайминга и засыпали докладчицу вопросами.

О конференции я случайно узнал за несколько дней до её начала, поэтому удалось присутствовать примерно на половине докладов конференции; и так получилось, что предметом большинства из них стали такие сугубо градозащитные темы, как физическое спасение от уничтожения и ремонт гибнущих артефактов: архитектурных деталей, дверей, окон (специально обращаю на это внимание тех коллег, которые воспринимают «Культурный патруль» как организацию, нацеленную исключительно на конструктивное сотрудничество в сфере наследия «в рамках дозволенного»).

Я благодарен организаторам конференции за полезные идеи и новые знакомства в нашей сфере. Ощущаешь себя частью разнородного, но широкого движения, которое становится массовым. Те, кто только вчера включился в защиту наследия, сегодня во многом определяют новые форматы и стратегии, зачастую чуждые для «ветеранов градозащиты». Но для меня важнее, что мода на краеведение, понимаемое как любовь к эстетике городской старины, рождает деятельное изучение, прикосновение к гибнущим городским артефактам. Забота о беспомощных памятниках погружает активистов в глубины проблем, стоящих на пути их сохранения и приводят к ответственности за сам предмет любви. В сегодняшнем городе даже самое нейтральное краеведение неизбежно смыкается с градозащитой — вне зависимости от конкретных форм проявления. Мы обречены на разномыслие, но и на сотрудничество с теми, кто думает иначе, а значит — обеим сторонам предстоит преодолевать амбиции и учиться доверять и договариваться.

Сергей Васильев
(с использованием материалов Марины Селезневой)
Фото, использованные в статье, предоставлены организаторами конференции