Не Фон и не декорации – фестиваль культурного наследия прошел в Севкабеле

17 и 18 июня в общественном пространстве «Севкабель Порт» проходил фестиваль о наследии «НеФОН». «ГП», побывав на мероприятии, делится с читателями увиденным.

В рамках фестиваля действовало выставочное пространство, лекторий и зона для мастер-классов. Выставка «Вечные декорации» представлена работами петербургских фотографов, каждый из которых по-своему «разгадывает тайну города», рассматривает человека в пространстве исторической архитектуры, часто находящейся в состоянии разрушения.

Также на площадке фестиваля работала выставка «Реставрация Николо-Федоровской церкви Александро-Невской Лавры».
Нельзя не отметить центр притяжения выставочной зоны – копию горельефа Мефистофеля, сбитого в 2015 году с фасада доходного дома архитектора А.Л. Лишневского на Лахтинской улице, 24 и так и не восстановленного на своем законном месте. Реплика на Мефистофеля изготовлена по имеющимся фотографиям подлинного горельефа с помощью технологий 3D -моделирования и 3D-печати.

Впечатлила также инсталляция с деревянными дверями из старых квартир, подготовленная организаторами проекта «Том Сойер Фест». Эти двери были обречены на уничтожение в ходе ремонта, но активистам удалось их спасти. Дверная фрамуга в центре инсталляции имеет витражные заполнения.

«Способен ли интерес к заброшенным зданиям пробудить стремление к сохранению? Какую роль играет личность человека в этом месте?» — на эти и другие вопросы рассуждали не только авторы фотографий, но и приглашенные спикеры.

Особенность мероприятия состоит еще и в том, что на одной фестивальной площадке о наследии и проблемах его сохранения говорили люди разных возрастов и профессий, увлеченные темой краеведы и специалисты-реставраторы, блогеры и организаторы волонтерских движений. Тематика докладов была посвящена различным рычагам привлечения людей к грамотному сохранению наследия: волонтерским проектам, популяризации, экскурсионным маршрутам по реставрационным объектам, использованию современных медиа.

Среди приглашенных спикеров были: координатор проекта «Том Сойер Фест» в Санкт-Петербурге Илья Рытов, руководитель проекта «Волонтеры-реставраторы» Александра Пашина, автор блога об архитектурном наследии Ника Артемьева, координатор фонда «Внимание» Роман Ушаков, автор проекта «Экскурсии по модерну» Федор Грибков, руководитель «Института Петербурга» Алла Князькина и др. Завершал лекционную программу фестиваля член Совета НК ИКОМОС в России Николай Лаврентьев с темой истории развития градозащитного движения Петербурга на рубеже последних советских лет и новой России.

ГП взял комментарий у одного из основателей «Группы спасения памятников», заместителя председателя СПбО ВООПИК Сергея Васильева:

«Пара краеведческих конференций «легкого формата», которые я наблюдал за последнее время, создает двойственное впечатление. Стильный, многолюдный, платный апрельский «КрайКон» в Газгольдере (ГЭНГ, «Новые краеведы») откровенно вне градозащиты. Это история инстаграммщиков, блогеров и экскурсоводов, реализующих себя в благородном русле краеведения (отмывки парадных и витражей, реставрация старых вывесок и интерьеров, история квартир и домов), поиски форм действия в «параллельном пространстве» с ГИОПом, ремонтниками, жилищниками — без войны и попыток изменить, в идеале — минимум взаимодействия с гос. системой.

Более скромный демократичный «НеФон» в Севкабеле («Культ.патруль») тоже вне собственно градозащиты; тут наоборот акцент на «дозволенные» властью активности в пространстве охраны наследия: волонтерство, экскурсии, субботники, мирные формы помощи наследию без постановки острых системных вопросов.

Много общего — это акцент на пиаре, претензия на копирайт в изобретении велосипеда. Вот пара тезисов: Рассказ о сделанном может быть важнее дела. Есть формы участия в сохранении наследия даже лёжа на диване. Отреставрировал в своей квартире старую дверь», сфоткал, получил 1000 лайков — прорекламировал доброе дело. Позитивная и обаятельная молодежь, которая не умеет и очевидно не любит учиться, с удовольствием открывает для себя краеведение и градозащиту: город, рядовую застройку, дворы, магию города, стили, легенды и факты — как будто до них это никто не чувствовал, не описывал и не исследовал…

Хорошо знакомые мне общественные движения 1960-х, 1980-х, 2000-х были нацелены на перемену системы охраны наследия, решения глобальных проблем взаимодействия власти и общества, на формирование гражданского общества, использование политики как инструмента в деле защиты культуры. В поколении 20-летних наряду с обостренным чувством справедливости и потребностью свободы и самореализации присутствует массовая тенденция принципиального ухода от эстетики противостояния и борьбы, ориентации не на сущности, а на стиль, на культуру прошлого, как комфортное пространство, как параллельную жизни реальность.

На конференции представлен неровный и очень неполный, зато широкий спектр общественных инициатив — начиная от маститых и безупречных (Институт Петербурга), и ветеранов градозащиты (Группа ЭРА) — и заканчивая студенческими анонсами грядущих инициатив или чисто досуговыми интернет-тусовками, которые с большой натяжкой можно отнести к краеведению.

В качестве спикеров выступала в основном молодежь, только открывающая для себя краеведческую сферу.

Несколько тезисов поразившего меня сообщения представителей «образовательного проекта «Знай город»: «Мы рисуем картинки, пишем статьи самые разные. Снимаем видео. Темы самые разные: от самоубийств до животных. Цикл с Евг.Анисимовым, цикл про блокаду. Про болезни, про парадные. Лекции, экскурсии. «Пробежимся по легенде». На канале «78» вошли в топ-тройку самых интересных пабликов про Питер. Мы дилетанты. Нам очень нравится!».

Многие работают в рамках учебных заведений, музейных проектов. Валерия Истомина из ГАСУ под руководством С.В.Семенцова пытается сформулировать «код застройки», который позволил бы установить для архитекторов правила игры в историческом центре, не впадая в мимикрию и не допуская диссонансов. Задача сложнейшая, пока кроме постановки проблемы — ничего конкретного.

Профессионально и ловко модерировала дискуссию юрист Александро-Невской Лавры. Кто-то (например, успешный в России и пока не случившийся в Петербурге «Том Сойер Фест») подчеркивал свою внесистемность и исключительно низовую инициативу.

При всех «издержках современности» (вроде приоритетного внимания к пиару, к созданию событий, к набору массовости — все это, разумеется в интересах дела), мне всё же наиболее близка профессиональная деятельность и адекватная позиция москвича Романа Ушакова («Архитектурные излишества») представлявшего также фонд «Внимание», который обеспечивает периодический приток финансов для реализации своих проектов за счет авторитета его создателя — блогера Ильи Варламова.

Ушаков пытался назвать причины новой волны краеведения — потребность национальной самоидентификации в культуре и одновременно стремление заняться благоустройством комфортной среды обитания, включающую ухоженные предметы старины. Однако вместе с тем он отмечает, что для основной массы населения острота материальных проблем отодвигает вопросы эстетики. Роман считает, что защита культурного наследия как любая гражданская инициатива неотделима от политики.

Представитель «Том Сойер Феста» в СПб Маргарита Каурова рассказывая о низовой инициативе движения, распространившегося на 50 городов России, считает что «Том Сойер» вполне справляется без регистрации и лицензирования и надеется что удастся справляться с этим и впредь с помощью поправок в 73 ФЗ открывающих возможность волонтерам работать на ОКН.

Отдельным респектом отмечу позицию Ники Артемьевой рассказывавшей об опыте защиты культурных ценностей с позиции «не навреди». Рефреном в выступлении Ники, основанном на конкретных практических примерах, была тема адекватной оценки, осмысления и необходимости изучения предмета защиты. На фоне самопрезентаций других инициатив Артемьева выглядела даже слишком дидактичной по отношению к публике; не научала находить себе легкие пути на благородном и безупречном поприще заботы о наследии прошлого, получать финансирование и добиваться широкого признания. Ориентация на решение сущностных задач всегда требует ответственности, умения обучаться и роста.

Фотовыставка НеФона тоже производит двойственное впечатление.

Фотооткровений не случилось, но не могу сказать, что собранные высказывания на тему нефасадного глубинного Города — дежурные и проходные. Селфи и портреты на фоне наших знаменитых руин, деревяшек Песочного, остова Лялевича — вполне достойны, на фотографиях объектов, находящихся «в разработке» волонтеров, вроде Дачи Фаберже — не субботники, а портреты самих домов. Т.е. объект — сам Город, а не «я в Городе».

Существенная часть выставки — рассказ о реставрации Александро-Невской Лавры, куратором её выступает помощник наместника Лавры по реставрации; вообще сотрудники и волонтеры Лавры составили существенную часть программы НеФона (был даже впечатляющий мастер-класс по реставрационному уходу за специально доставленным на выставку расколотым мраморным надгробием)».

Фото: Юлия Рыбина