Памятники спальных районов: Постоялый двор Ф.Н. Слепушкина

Дом крестьянского поэта Федора Никифоровича Слепушкина расположен в историческом районе Усть-Славянка, вдоль бывшего Шлиссельбургского тракта. Это редкий пример деревянной постройки в стиле классицизм и образец постоялого слободского двора первой трети XIX века.

В начале XVIII века в Усть-Славянке, одном из самых старинных поселений на Неве, в период русско-шведских войн образовался форпост, служивший обеим сторонам.
Дом Слепушкина был воздвигнут в 1820-1830-е гг. на фундаменте шведской сторожевой башни.

Федор Никифорович Слепушкин (1783-1848 гг.) – выходец из Ярославской губернии, крепостной. В 1800-е гг. его перевели в столичный Петербург на оброк. Слепушкин обзавелся лавкой в Новосаратовской колонии на правом берегу Невы, а после, в 1812 г. переселился в Рыбацкую слободу. С 1820-х гг. он пишет стихи.
Его басни, созданные в подражание И.А. Крылову, публикуются в журнале «Отечественные записки».
Собрание первых стихов Слепушкина «Досуги сельского жителя» 1826 г. делает его известным и привлекает к поэту внимание таких литературных деятелей, как В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, А.И. Дельвиг. Пушкин отмечал дарование Слепушкина в своих заметках: «Перечитываю все с большим удивлением. {…} У него истинный, свой талант».
За «Досуги сельского жителя» Российская Академия удостоила самоучку золотой медали с гравировкой «Приносящему пользу Русскому слову». Президент Академии А.С. Шишков преподнес книгу Николаю I, и тот пожаловал поэту расшитый золотом кафтан, а императрица Александра Федоровна – золотые часы.

Прославившийся Слепушкин с помощью княгини Т.В. Юсуповой и при ходатайствах П.А. Вяземского и В.А. Жуковского освободился от крепостной зависимости и стал купцом 3-й гильдии.
Федор Никифорович также выпустил «Четыре времени года русского поселянина», «Новые досуги сельского жителя» и «Рассказ детям отца, бывшего в расколе перекрещивания» 1847 г., в котором он описывает свою жизнь раскольника. Слепушкин был одним из первых подлинно народных поэтов, его творчество можно назвать предтечей тем, раскрывшихся позднее в поэзии А.В. Кольцова и других «деревенских» стихотворцев.

Около 1830 г. Федор Никифорович решает устроить кирпичный завод вблизи деревни Усть-Славянка и осесть в этих краях. В своем новом доме Слепушкин держал лавку и постоялый двор. В двух верстах за рекой Славянкой, на 19-й версте от Петербурга по Шлиссельбургскому тракту работали заводы, выпускавшие в год до 7 млн кирпичей с фирменным клеймом «Слепушкиных» или «Н.М.С.». Из-за качества здешней глины, промысел считался очень доходным. На заводе трудилось три сотни рабочих. В силу своего происхождения Федор Никифорович хорошо понимал их мышление и быт и был своего рода меценатом для Рыбацкой слободы: всячески продвигал торговлю, промышленность, поощрял распространение грамотности и чтения.
Кирпич Слепушкина поставляли для Эрмитажа, Исаакиевского собора, Адмиралтейства.

Федор Никифорович умер от холеры в 1848 г. и был похоронен у Покровской церкви. Его могила не сохранилась.

В 1909 г. семья Слепушкиных продала дом земству для устройства школы. После революции в нем хозяйничали разные городские учреждения. К концу XX века здание принадлежало заводу «Новатор». С наступлением 1990-х гг. дому выпала нелегкая доля.
В 1993 г. его приватизировало ОАО «Технопарк», которое попустительски отнеслось к вверенному объекту культурного наследия, доведя памятник до аварийности.

фото: март, 2017 г.

В 2008 г. здание предлагали отправить под снос для расширения Рыбацкого проспекта, но инициатива не нашла поддержки у чиновников. В ходе проверок в 2009 г. прокуратура Невского района установила, что памятник выглядит совершенно бесхозным и заброшенным: «…повсеместно отсутствовало остекление, имелись многочисленные трещины штукатурного слоя, а также трещины в кирпичной кладке первого этажа здания, на крыше начали произрастать самосевные деревья и кустарники». Но судебный иск «об обязании ОАО «Технопарк» провести восстановительный ремонт» не возымел надлежащего действия: контора отделалась административными штрафами и устранять нарушения не пожелала. Даже заключив с КГИОП в 2010 г. охранное обязательство, собственник продолжил игнорировать необходимость работ по сохранению, положенных по закону.

Последствием вопиющей халатности стал разрушительный пожар в 2013 г. Выгоревший дом утратил юго-восточный и северо-западный фронтоны, кровлю, элементы декора пропильной резьбы. После инцидента КГИОП к 2015 г. наконец удалось в судебном порядке изъять памятник у собственника.

Пожар (фото А. Иванова, сентябрь 2013 г.)

В 2016 г. зданию присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения, однако к настоящему моменту меры по консервации и первичные противоаварийные работы так и не проведены. Участок обезображен рытвинами и свалкой отходов, деревянный объем здания находится в угрожающем состоянии, цокольный этаж вскрыт бомжами и захламлен мусором.

фото: апрель, 2019 г.

«ГП» отправил в Комитет по охране памятников запрос о дальнейшей судьбе дома.

Согласно информации, полученной 06.05.2019, КГИОП уведомил Комитет имущественных отношений и Фонд имуществ Санкт-Петербурга о «необходимости организации выкупа объекта или его продажи с публичных торгов». Также КГИОП запрашивал у администрации Невского района сведения о здании «для включения в перечень объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, для передачи в аренду по ставке 1 рубль за 1 метр».

Главная закавыка заключается в том, что ОАО «Технопарк» уполномочено предварительно предоставить результаты оценки рыночной стоимости объекта недвижимости, но организация по привычке не торопится.