Особняк Кушелева-Безбородко, или Обесценивание истории в эпоху высоких цен

В феврале текущего года вышло распоряжение КГИОП № 07-19-62/19 об утверждении охранного обязательства на дом Кушелева-Безбородко Г.А. (Елисеева А.Г.) на Гагаринской улице, 1/24. На основании Акта технического состояния собственнику выдано предписание в течение 36 месяцев «обеспечить установку на объекте культурного наследия информационных надписей и обозначений».


Комитет занят такими мелочами, в то время как за последние несколько лет было подано более десятка историко-культурных экспертиз по переустройству и перепланировке квартир особняка в попытке обосновать проектные решения, противоречащие задачам сохранения объекта культурного наследия. ВООПИиК выступало против согласования ряда экспертиз как не соответствующих действующему законодательству, но разрушение памятника продолжается.

Подавляющая часть проектируемых работ выполнена и вовсе самовольно, в обход экспертиз: в здании проводили демонтаж и хаотичный перенос декора, перепланировку и отделку «под ключ». Соотнести помещения с планами ПИБ уже не представлялось возможным, как и рассмотреть их приспособление с точки зрения сохранения предмета охраны.

В одном из проектов значился плановый перенос охраняемых печей с 3-го этажа на 1-й в помещения, где они никогда не находились, для «доступности». Между тем, утвержденный предмет охраны имеет привязку к конкретному этажу и помещению, и любое передвижение подобного «закрепленного» элемента юридически невозможно. В результате этих действий памятник перестает быть непосредственным источником информации о зарождении и развитии культуры, то есть утрачивает свою основную характеристику – подлинность. По этой же причине незаконным было выдвинутое предложение переноса и воссоздания декора в наиболее «репрезентативных» помещениях современной планировки или сохранения исторических дверей не на их исторических местах, а «с сохранением местоположения в исторических габаритах квартиры».

Иными словами, практически весь охраняемый декор был демонтирован, в квартирах проведены работы по перепланировке и приспособлению, а составляющие исторических интерьеров произвольно переместили в новую обстановку. Подобные решения подразумевают утрату аутентичности комплексной декоративной отделки, являющейся предметом охраны, что, согласно Федеральному закону № 73-ФЗ, недопустимо.

Тем не менее, проекты прошли согласование в КГИОП. О том, как это происходило, стоит рассказать отдельно.

В 2007 г. примерно половину особняка (около 3,5 тыс. кв. м) приобрело ООО «Невское». Через 2 года здание целиком перекупил застройщик «Цертум-Инвест», и еще спустя несколько месяцев – фонд региональных некоммерческих проектов «Дар».

В 2011 г. фонд, при содействии «Цертум-Инвест», запланировал приспособить особняк XVIII века под жилой элитный дом. В ходе ремонтно-реставрационных работ в СМИ появились массовые сообщения о частичном демонтаже здания, в дальнейшем пресеченном КГИОП. В процессе полностью заменили кровлю и кирпичную кладку одного из дворовых флигелей. Как выяснилось, Комитет выдавал разрешение только на противоаварийные работы (гидроизоляция и усиление фундаментов, надземных конструкций, устройство перекрытий, ремонт крыши, демонтаж аварийных участков отделки помещений), и на изучение состояния фасадов.

К 2015 г., согласно проекту реконструкции, были надстроены дворовые флигели и основной объем здания. В результате площадь особняка выросла с 6 до 9 тыс. кв. метров.
Дом Кушелева-Безбородко становится скандально известен как «тот самый» исторический особняк, где попадаешь в апартаменты, поднявшись вместе с автомобилем на лифте.

За 2016 г. были совершены первые сделки в ценовом диапазоне от 17 до 200 млн. рублей за квартиру в особняке. А весной 2017 г. вышел фильм-расследование Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, приписавший активы фонда «Дар» к тайной собственности председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. Покупке и преобразованию дворца графа Кушелева-Безбородко целиком посвящена 6-я глава (9-я часть) фильма.

Начиная с прошлого года, покупательский спрос на элитное жилье резко сократился, хотя на оставшиеся бесхозными 18 (из 29) квартир и одно коммерческое помещение делали большие скидки.
На данный момент здание позиционируется как «клубный дом класса Deluxe» из четырехэтажных флигелей и двух внутренних дворов. По информации с сайта элитной недвижимости Петербурга «LifeDeluxe», «в рамках реконструкции были воссозданы три квартиры с историческими интерьерами XIX века. Здесь сохранились подлинные резные деревянные камины, росписи на стенах, колонны-кариатиды, уникальный наборный паркет и высокие потолки, уровень которых достигает 8-ми метров. Застройщиком была возведена двухэтажная надстройка с мансардой, реконструированы исторические фасады, заменены инженерные коммуникации. В вечернее время суток предусмотрена наружная декоративная подсветка».

«Пересобранный» изнутри особняк лишился исторической планировки и теперь больше похож на декорации самого себя.

Историческая справка:

Здание было возведено в 1774-1775 гг. по проекту неизвестного автора для генерала Ивана Меллер-Закомельского. В 30-х гг. XIX века его собственником становится граф Александр Кушелев-Безбородко. Впоследствии особняк неоднократно перестраивался и расширялся, в разные годы над его фасадами трудились зодчие И. П. Скотти, Л. В. Глама, а архитекторы Роман фон Генрихсен, Николай Бенуа и Александр Гаммерштедт поработали не только над экстерьером, но и над внутренней отделкой. После смерти графа дом наследует его старший сын Григорий, литературный деятель и меценат. Роскошные парадные залы принимали множество именитых гостей. Согласно вестнику 1857 года, «музыкальные вечера у графа Кушелева-Безбородко по своему разнообразию и интересу можно по справедливости сравнить с концертами Парижской консерватории». Здесь же располагалась знаменитая Кушелевская картинная галерея. В конце XIX века особняк переходит во владение потомственному купцу, финансисту Александру Елисееву.

После революции в залах обустроили коммунальные квартиры, в 1922-1923 гг. их временно занимало посольство Эстонской республики. В 1970-1980-е гг. в доме квартировали служащие Северо-Западного речного пароходства. В конце 90-х гг. особняк расселили, в парадных залах южного флигеля был начат и приостановлен капремонт.

В 2001 г. дом Кушелева-Безбородко Г.А. (Елисеева А.Г.) с дворовыми флигелями признан памятником федерального значения.