Флигель «Дома Долгоруковых» пал под натиском тяжёлой техники

12 октября «Дирекция единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту» Министерства науки и высшего образования завершила незаконное разрушение флигеля здания XVIII века (ул. Репина, 31), где учился Павел Филонов, изображенного на одной из его картин.

Снос произошёл без оглядок не только на градозащитников, но и на администрацию Санкт-Петербурга.

Напомним, ещё в мае на межфракционном совещании депутатов Законодательного собрания представитель дирекции назвала собравшихся обсудить судьбу старинного здания «агентами Госдепа», препятствующими важному оборонному проекту (строительство нового корпуса Института океанологии РАН).

Заключение привлечённых депутатами технических специалистов, подготовленное по итогам того совещания, было Дирекцией проигнорировано.

Затем в конце августа, когда вице-губернатор Игорь Албин остановил начавшийся снос флигеля, застройщик не подчинился и на следующий день с удвоенной энергией поторопился продолжить разрушение. И лишь когда Куйбышевский суд по ходатайству градозащитников о применении мер предварительной защиты приостановил действие разрешения КГИОП и председатель Комитета Сергей Макаров лично привёз определение суда на стройплощадку, выписав предостережение, только тогда снос был приостановлен.

Действия КГИОП на протяжении всей борьбы за флигель были противоречивы. После жёсткой критики в адрес Сергея Макарова на совещании 30 августа у Игоря Албина (как сказал вице-губернатор, «юрист победил в Вас защитника наследия»), Комитет пытался найти компромисс с градозащитниками, но не очень активно.

Как рассказал «Градозащитному Петербургу» заместитель председателя СПбО ВООПИК Александр Кононов, на совещании 4 октября КГИОП предложил музеефицировать лестницу XVIII века во флигеле, восстановить разрушенный торцовый фасад по ул. Репина «точно как было» с использованием фрагментов исторической кладки и повесить на «Доме Долгоруковых» мемориальную доску, посвященную Павлу Филонову.

Градозащитники настаивали на сохранении всех подлинных конструкций.
Юристы КГИОП в суде между тем продолжали отстаивать законность своего разрешения на «проведение работ по сохранению» и поддерживали Дирекцию Миннауки и Институт океанологии в снятии мер предварительной защиты. В конце концов суд вынес определение о снятии мер, но оно было приостановлено после подачи на него градозащитниками частной жалобы в Городской суд. Суд первой инстанции 9 октября отказал признать разрешение КГИОП незаконным, но и это решение пока не вступило в силу.

Администрация в это время продолжала поиск компромисса по сохранению остающихся подлинных конструкций XVIII века, были проведены дополнительные обследования флигеля специалистами и анализ проектной документации. На этой неделе должно было состояться ещё одно совещание у Игоря Албина.

И тут нервы Дирекции не выдержали. Во второй половине дня 11 октября снос возобновился и в течении 12 октября даже минимально предлагаемые КГИОП к сохранению лестница XVIII века и участки кирпичной кладки по ул. Репина были разрушены.

«Отказ от цивилизованного диалога с градозащитным сообществом Петербурга, попрание достигнутых ранее договоренностей, спешка в реализации «плана на разрушение» — всё это вызывает недоумение и возмущение. Вооружившись «буквой закона», хозяева объекта похозяйничали, как варвары V века в Риме. Даже с точки зрения судопроизводства точка в деле ещё не была поставлена, а флигель наш город уже потерял. Остается только сожалеть, что ни один великий город не застрахован от такого вандализма. Выводы обязательно сделаем», — прокомментировал ситуацию вице-губернатор Игорь Албин.

Старинный флигель, однако, уже не вернуть, а не последовательные действия местных чиновников в сочетании с наглостью чиновников федеральных внесли в его гибель свой вклад. Судя по всему, новообразованное Министерство науки (реорганизованное из бывшего ФАНО, с тем же руководителем Михаилом Котюковым) не боится запятнать себя откровенно противозаконными действиями. Захочет ли Администрация Санкт-Петербурга проявить принципиальность или проглотит этот «плевок»?

Как заявили активисты ВООПИК, они продолжат отстаивать свою позицию в суде и будут теперь настаивать на точном воссоздании флигеля.