В минувшие выходные «неизвестными» были снесены две исторически ценные постройки середины XIX века («кирпичный стиль») на Малой Митрофаньевской улице. На данный момент ни одна из организованных группировок, уничтожающих историческую застройку Санкт-Петербурга, не взяла на себя ответственность за эти преступные действия.
«Градозащитный Петербург» восстановил хронику событий, приведших к утрате этих объектов наследия.
Ещё в 2013 г. был подготовлен и подписан Акт государственной историко-культурной экспертизы (эксперт – М.С. Штиглиц) с рекомендацией включить «Две казармы для служащих Варшавского вокзала» на Малой Митрофаньевской улице (наряду с другими ценными объектами вокзального комплекса) в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Эксперт отмечала, что казармы относятся к наиболее ранним сохранившимся постройкам комплекса Варшавского вокзала (не позднее 1854 г. постройки) и, таким образом, к первому двадцатилетию в истории железнодорожного строительства в России (царствование Николая I), что значительно увеличивает их историко-культурную ценность. В архивах был выявлен образцовый проект 1850-х гг., архитектурно очень близкий к построенным в натуре зданиям казарм.
Экспертиза долго не согласовывалась КГИОП, несколько раз возвращалась на доработку, но, наконец, 10 августа 2016 г. была вынесена на рассмотрение рабочей группы Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга.
Рабочая группа не возражала против включения «Двух казарм для служащих» в Реестр, но, в связи с изменением федерального законодательства, приняла решение провести объект через новую процедуру выявления. Казалось, это простая формальность. Но когда заявление о выявлении со ссылкой на материалы экспертизы М.С. Штиглиц поступила в КГИОП, в выявлении было отказано, о чём и выпущено было соответствующее распоряжение № 10-689 от 14.12.2016 за подписью председателя КГИОП С.В. Макарова.
Градозащитники (активисты Санкт-Петербургского отделения ВООПИК) не согласились с таким развитием событий, обратились в суд и выиграли его. 27 марта Куйбышевский суд Санкт-Петербурга признал распоряжение КГИОП от 14.12.2016 незаконным и обязал Комитет включить «Две казармы для служащих Варшавского вокзала» в список выявленных объектов культурного наследия. 16 мая 2018 г. решение суда вступило в законную силу.
КГИОП, однако, не спешил выполнять решение суда. Между тем, казармы, давно брошенные на произвол судьбы, оставались в непосредственной близости от строящегося компанией «ЛенСпецСМУ» (по проекту Н.И. Явейна) жилого квартала «Галактика». Проезд к ним был возможен только через территорию, контролируемую «ЛенСпецСМУ».
В ходе прокладки канализационных сетей при откачке воды рабочие сливали её непосредственно в подвал исторических построек. Заметили градозащитники и попытки разборки неизвестными лицами на кирпич отдельных кирпичных секций одной из казарм.
По факту попытки демонтажа 9 июня 2018 г. было написано заявление в полицию. В ходе проведенной полицией проверки установить виновных не смогли.
Градозащитникам удалось добиться перекрытия периметра участка казарм сплошным забором, что исключало несанкционированный доступ на территорию. 19 июня «ЛенСпецСМУ» отрапортовало, что все въезды на участок были перекрыты. У казарм появился шанс выстоять.
Но это, очевидно, не входило в планы ряда высокопоставленных интересантов. И в выходной день стремительно тяжелой техникой были снесены обе казармы, невзирая ни на их культурную ценность, ни на окружающий их со всех сторон бетонный забор.
Дело в том, что формально исторически ценные постройки находились в зоне улично-дорожной сети, на участке мифической дороги, не существующей в реальности, но нарисованной в Генплане города в середине 1930-х гг. Дорога эта, дублёр Московского проспекта, предполагала снос здания Варшавского вокзала и ряда других исторических построек, проход через Митрофаньевское (православное и лютеранское) и Громовское (старообрядческое) кладбища.
За исключением сноса главного здания Варшавского вокзала, все эти планы были живы ещё несколько лет назад. И хотя, после включения в Реестр объектов культурного наследия Митрофаниевского кладбища и Электростанции Варшавского вокзала (наб. Обводного канала, 118а, лит. АЕ), этот оставшийся кусочек проектируемой дороги (между Обводным каналом и Малой Митрофаньевской улицей) превратился в полубессмысленный аппендикс, претендующий разве что на внутриквартальный проезд, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) с маниакальной настойчивостью продолжает отстаивать прохождение дороги по прежней трассе.
С предполагаемой дороги (недавно получившей название Измайловский бульвар) вынесли на территорию нового железнодорожного музея инженерное сооружение – объект культурного наследия «Поворотный круг Варшавского вокзала». Бывший выявленный объект «Малярная мастерская» снесли. Здание электростанции периодически предлагают «передвинуть». А про кладбище откровенные чаяния озвучил приватно один из чиновников – вот уйдет, мол, нынешний православный губернатор, и к идее дороги через некрополь можно будет вернуться.
Что характерно, после снятия пару лет назад железнодорожных путей Варшавского вокзала трассу можно было провести на их месте, но решение в интересах города, конечно, принято не было. Пустая территория потенциальной дороги отдана под коммерческую жилую застройку «ЛенСпецСМУ» Вячеслава Заренкова, так активно расчистившему от исторических построек территорию бывшего вокзального комплекса, а в нескольких метрах западнее упорно расчищается под дорогу территория, плотно занятая памятниками и другими историческими объектами.
История с трассировкой повторяет историю Серного моста, жертвой которого год назад пало ценное историческое здание на Ремесленной ул., 3. Циничный снос ничему не научил власть. А постоянные указания градозащитников на конфликты планируемой улично-дорожной сети с объектами культурного наследия вызывают только раздражение КРТИ и КГА.
Позиция неприятия идеи приоритета сохранения культурного и исторического наследия перед строительством новых дорог, хотя и закреплена федеральным и региональным законодательством, никак не может прижиться в головах некоторых высокопоставленных чиновников. Манифестом подобной позиции стало официальное письмо генерального директора «Центра транспортного планирования» Рубена Тертеряна председателю КРТИ Сергею Харлашкину от 19 апреля 2018 г. «О предложениях по решению конфликта между развитием УДС и сохранением ОКН», насыщенное идеями, противоречащими действующему законодательству (прилагается).
Границы объектов культурного наследия, как мечтают транспортники, должны были бы согласовываться с КРТИ. Распоряжение о включении ОКН в Реестр должны были бы выходить только в случае не попадания в зоны улично-дорожной сети. Уже существующие списки ОКН и их границы КГИОП должен был бы проинвентаризировать и подправить под интересы развития транспорта. Определение в законе о зонах охраны – пересмотреть.
Преступная легковесность подобного решения проблем в комплекте с уже откровенно противозаконными действиями погубила теперь и две казармы на Малой Митрофаньевской улице.
Неумение работать в историческом городе, выдающемся культурном центре с 9 тысячами объектов культурного наследия, и нежелание затронуть интересы крупного бизнеса компенсируются с лихвой требованием приспособить историческую застройку этого города под непрофессиональные планы и решения управленцев, от которых Петербургу необходимо просто избавляться.
Пока этого не произойдет, мы продолжим терять памятники и уникальную историческую среду, являющуюся нашим главным духовным и материальным капиталом.
Заявления о преступлении направлены в правоохранительные органы.