Николаевская женская богадельня, Управление главного протопресвитера армии и флота и церковь святого благоверного князя Александра Невского.
Продолжим наше маленькое путешествие вокруг станции метро «Чернышевская».
Свою прошлую статью я закончил на том, что в одном этом квартале была не одна, но сразу две церкви, и вторая была освящена во имя святого благоверного князя Александра Невского. Она появилась в соседнем здании, надстроенном в эпоху В. И. Матвиенко, но всё же уцелевшем. Но обо всём по порядку.
На углу Фурштатской улицы и Воскресенского проспекта (напомню, это историческое наименование проспекта Чернышевского) стоит обычное для Петербурга здание, традиционного жёлтого цвета. Это дом №18 по Воскресенскому и № 29 по Фурштатской. Здание это неоднократно перестраивалось и подрастало. Изначально оно было, так сказать, полутораэтажным: одноэтажное на высоких подвалах, то есть с цокольным этажом. Появилось оно, вероятно, к 1850-му году. Во всяком случае, здание предназначалось для одного из неисчислимых благотворительных заведений Петербурга – Николаевской богадельни для вдов и сирот духовенства войск гвардии и гренадер (Николаевской гвардейской богадельни). Штат призреваемых, видимо, был невелик.
Это богоугодное заведение, если верить источникам, занимало ещё и здание по соседству – дом №20, где располагалась Николаевская гвардейская для заштатных священнослужителей и их семейств богадельня при церкви святых Косьмы и Дамиана, но та постройка пала жертвой строительства метро, и теперь двадцатым домом считается сам вестибюль станции.
Таким этот небольшой домик и прожил свои первые 38 лет, пока не начали подыскивать новый адрес для главного священника – протопресвитера – армии, гвардии и флота. Самый институт главного военного священника России был создан в 1800 году императором Павлом, учредившим Управление военного и морского духовенства во главе с обер-священником, коему и должны были с того момента подчиняться все священнослужители, несшие службу в войсках. Должность главного военного священника меняла свои названия, но с 12 (видимо, 24 по григорианскому календарю) июня 1890 года она переименовывалась в протопресвитера военного и морского духовенства. Это наименование и сохранялось до конца.
Ведомство протопресвитера как минимум дважды переезжало, до 1820 года находясь на Васильевском острове в здании армейской семинарии (в которой проходили обучение будущие военные священники), а с 1820 по 1892 – в доме 32 по Большой Подьяческой улице. Угол Фурштатской и Воскресенского стал его (вероятно) третьим и последним адресом. Для перестройки здания был привлечён выпускник петербургской Академии художеств, классный художник (в данном случае это звание, а не оценка), архитектор коллежский советник Пётр Сергеевич Самсонов, построивший в нашем городе (один либо в соавторстве) свыше двадцати различных зданий. Перестройка продолжалась 4 года и была завершена в 1892 году, здание стало трёхэтажным и приобрело тот вид, что ещё памятен многим петербуржцам.
Николаевской гвардейской богадельне пришлось покинуть родные стены. Теперь цокольный этаж («высокие подвалы») заняла прислуга, в первом этаже разместилось Духовное Правление при протопресвитере и архив канцелярии Главного священника Армии и Флотов, второй этаж занимала квартира самого протопресвитера, а в третьем оборудовали церковь. Это была служебная квартира, хотя, по некоторым сведениям, занимавший тогда должность протопресвитера Александр Алексеевич Желобовский (1834 – 1910), член Святейшего Синода, духовный писатель, вложил в строительство здания и часть своих личных денег.
Церковь была освящена 13 ноября 1893 года, но, если это юлианская дата, то тогда следует прибавить 12 дней и получить 25 ноября.
Внешне, по фасаду, легко определяется местонахождение домового храма: это высокая часть третьего этажа с гладкой штукатуркой, полуциркульными окнами, когда-то украшенными нарядными наличниками «московского стиля» (они не сохранились), абсидой и куполом, обращёнными на восток – вдоль Фурштатской улицы. Креста над куполом, разумеется, уже давно нет.

А на Воскресенский проспект выходила маленькая звонница, она сохраняется и теперь, правда, будучи превращённой в окно. Но ещё недавно звонница сохраняла свои исторический вид и если приглядеться к фотографии, то можно увидеть металлическую перекладину, на которой некогда висел церковный колокол.
Сама церковь имела трёхъярусный резной дубовый иконостас, местами с золочением, иконы для него были выполнены, как было сказано, в рублёвском, то есть неорусском стиле.

В 1912 году по проекту гражданского инженера А. А. Захарова церковь была перестроена, причём изменения коснулись даже иконостаса. Роспись интерьеров всё в том же рублёвско-неорусском духе осуществил художник В. Кудинский.
После перестройки 11 ноября 1912 года (опять же, вероятно имеется в виду 23 ноября по григорианскому календарю) церковь вновь освятил уже последний протопресвитер армии и флотов, член Святейшего Синода Георгий Иванович Шавельский (1871—1951 гг.).

Между Желобовским и Шавельским очень недолгое время должность протопресвитера занимал безвременно скончавшийся Евгений Петрович Аквилонов (1861 – 1911). Он так же жил и работал в этом доме.

Разумеется, после революции саму должность протопресвитера ликвидировали. Последний протопресвитер Шавельский, будучи приговорённым к расстрелу, умудрился бежать, некоторое время был протопресвитером в Добровольческой армии Деникина, пока 28 марта (10 апреля) 1920 года Пётр Врангель не отстранил его от этой должности. В апреле же Шавельский уехал в Болгарию, где и остался в Софии, преподавал на богословском факультете Софийского университета, был законоучителем и директором Русской гимназии, принимал участие в организации Софийской духовной академии. У Георгия Ивановича были мысли о возвращении на Родину, но в СССР это было сочтено крайне нежелательным, и Шавельский даже не получил разрешения на посещение СССР в составе церковной делегации. Скончался последний российский военный протопресвитер в Софии, 2 октября 1951 года.
Ну а наш дом после революции ждала обычная судьба: церковь была закрыта 26 марта 1923 года, а дом стал жилым. Не позже, чем в 1972 году, сюда переехал Районный комитет ВЛКСМ Дзержинского района.

В 2009 – 2010 годах он прошёл некоторую реконструкцию и был надстроен четвёртым этажом, что, конечно, исказило его исторический облик, теперь с трудом читающийся на фасаде. Ныне в этом здании расположен бизнес-центр.
Леонид Мамин.