Еще один дом под «угрозой капремонта»?

Жильцы исторического дома 20/5 на 3-й Советской улице опасаются за сохранность своего здания. В этом году их дом ожидают ремонтные работы – как на фасаде здания, так и в парадной. Казалось бы, этому можно только радоваться. Но стоит вспомнить, как зачастую обходятся с декором фасадов даже зданий-памятников и как «преображаются» петербургские парадные при проведении ремонта, теряя подлинные двери, перила и витражи, то беспокойство жителей становится понятно.

С точки зрения закона, доходный дом И.И. Кудряшова – рядовая историческая застройка, на которую распространяются требования зоны регулирования застройки-1: ни о каком сносе речь идти не может, изменение внешнего облика со стороны улицы также запрещено. Но в случае, когда фасаду необходим ремонт (а здесь он в самом деле уже требуется), он проводится не руками реставраторов, а силами Фонда капремонта. При этом архитектурные детали зачастую искажаются до неузнаваемости, даже если речь идет о доме-памятнике. Нетрудно понять, почему жители дома тревожатся, как бы «амурчики» (так они ласково зовут путти, украшающих фасад над входом в парадную), не превратились в «детей степной бабы».

Впрочем, фасад дома декорирован очень богато, его украшает множество прекрасно сохранившихся элементов; каждый из них заслуживает бережного отношения квалифицированных рабочих.

Впрочем, кажется, тут дому может улыбнуться удача: сейчас район обсуждает покупку специальной техники – сканера, который способен создавать 3-D копии как всего фасада, так и отдельных элементов. Фасад дома 20/5 на 3-й Советской стал площадкой для испытания сканера. Так что есть надежда, что облик дома будет скопирован в мельчайших деталях, что очень важно для проведения качественных ремонтных работ.

Однако если фасад охраняется законом Санкт-Петербурга, то интерьеры исторических зданий беззащитны перед лицом текущего ремонта, выполняемого силами ЖКС, ремонта, обычно беспощадного к сохранившимся элементам старины. Парадную дома ждет текущий ремонт. Но интерьеры, открывающиеся внутри, поражают воображение – и не только своей красотой, но и фантастической степенью сохранности, нечастой даже для памятника архитектуры.

8

Сохранившийся деревянный тамбур, метлахская плитка на лестничных площадках, лепнина, также сохранившаяся почти без утрат, изразцовая печь, перила, наружные двери квартир – декор парадной сохранился в комплексе, передавая атмосферу начала XX века, когда архитектор Гулин спроектировал дом.

И, конечно, витражи, сохранившиеся во всех окнах – предмет особого беспокойства жителей дома. Ведь в ходе кап.ремонта фасада деревянные окна планируется заменить на пластиковые, а витражные заполнения и исторические рамы могут отправиться на помойку – как это уже не раз бывало в Петербурге. Только на этот раз жители решили помешать такому сценарию.

Витражные окна выходят во двор, а значит, закон их не охраняет, не делая различия между историческим элементом городской среды и новоделом. И это, конечно, недостаток закона, который вынужден признать и КГИОП – в своем пресс-релизе по поводу утраты витража «Восход солнца» на Введенской улице.
Закон нужно уточнять – элементы декора парадных, расстекловка окон, исторические печи должны учитываться как неотъемлемая часть исторического здания. Но закон меняется небыстро, а интерьеры гибнут на наших глазах каждый месяц.

Хочется верить, что в данном случае, благодаря активной позиции и настойчивости жителей удастся наладить диалог между администрацией и представителями дома.

В парадной нужна реставрация – нужно отмыть замазанные краской элементы декора, отчистить перила и, конечно же, отремонтировать деревянные рамы, сохранив в них витражи.