11 октября состоялось очередное заседание рабочей группы при Совете по сохранению наследия. Об основных ее итогах мы уже писали, а сейчас просто приглашаем прогуляться по адресам, которые обсуждались экспертами.
Первый наш адрес — сад Молво на Промышленной улице, недалеко от Нарвских ворот.

Осенью этот парк особенно красив. В предмет охраны парка входит не только сохранившиеся элементы планировки и водные объекты (проще говоря — пруд), но и разнообразие деревьев — клены, липы, дубы…
Еще один примечательный объект, далекий от центра города — дом Куладиной на Лиговском пр., 236, судьба которого тревожила градозащитников: ведь этот небольшой исторический дом единственный в целом квартале напоминает о том, что и в этой части Лиговского проспекта была историческая застройка. К сожалению, на этой территории нет ограничения на снос исторических зданий. Сохранение статуса выявленного объекта защищает дом от уничтожения.
Одна из экспертиз, рассмотренная и одобренная на рабочей группе, обосновывает придание статуса памятника зданиям на Малой Посадской улице — дом де Риц-а-Порта, построенный по проекту Лидваля в начале XX века.
Далее переносимся в другую часть города — в Адмиралтейский район. Год назад выяснилось, что в Северной Коломне сразу 9 выявленных объектов культурного наследия планируется не включать в реестр памятников. На этой рабочей группе были рассмотрены последние 4 экспертизы из этого списка.
По трем экспертизам, увы, большинство членов рабочей группы решили согласиться с заключением экспертизы. Так, в статусе памятника было отказано дому Блейхмана на Адмиралтейском канале, д. 3. Один из наиболее «веских» доводов — здание было незаконно надстроено, что серьезно исказило его облик. Однако вместо принятия решения о демонтаже незаконной конструкции проголосовали за невключение дома в реестр объектов культурного наследия.
Сейчас здание ремонтируется, его фасад, как лицевой, так и дворовый, закрыты сеткой.
Чуть дальше на том же Адмиралтейском канале выделяется краснокирпичный фасад дома Кранкенгагена. Одно голоса не хватило для того, чтобы рабочая группа отклонила экспертизу, считающую его примером рядовой застройки…
Градозащитники надеются, что удастся добиться вынесения этого объекта на заседание Совета, тем более, что заключение Ассоциации экспертов по этому адресу расходится с решением о невключении здания.
Еще один дом, который решением рабочей группы не был включен в список памятников, но который градозащитники будут пробовать вынести на рассмотрение Совета — дом Веретенникова на Английском пр., 3. В нем сохранились интерьеры — печи, лестницы… а ведь они не охраняются в исторических зданиях — только в памятниках.
А еще, по некоторым сведениям, в этом доме поселился Григорий Распутин, когда приехал в Петербург. Однако этот вопрос в экспертизе не исследовался.
Зато рабочая группа все же приняла решение отклонить экспертизу, в которой пытались обосновать отсутствие ценности служебных построек Императорских театров — уникального сохранившегося комплекса. Мы много о них писали, но давайте полюбуемся на них еще раз!
И еще один памятник должен появиться в нашем городе на улице Правды. Вернее, это два дома под одним адресом. Лицевой корпус дома 20 — доходный дом Тами и Дейчмана, притягивающий внимание каждого, кто идет по улице Правды…
… А вот дворовый корпус — особняк Копылова — обычно скрыт от нас. Но сегодня, завершая нашу градозащитную прогулку, приоткрываем для вас эту тайну!