Ровно 10 лет назад, сплотившись, мы победили почти невозможного противника — Газпром на Охтинском мысе, хотя уничтожение археологического наследия было в шаге от реализации. 400-метровый Охта-центр перенесли с места обнаружения археологических допетровских памятников. Сегодня Газпром опять идет на мыс с проектом строительства. Нельзя допустить уничтожения наследия, нужно бороться и сейчас.
Фото: Спасем Охтинский мыс
В сети распространяется видео-сюжет интервью с Валентиной Матвиенко, губернатора Санкт-Петербурга в те годы, когда под давлением общественности всё же было принято решение отказаться от уже получившего все согласования проекта.
«Я рада, что у нас идет такая активная дискуссия вокруг этого проекта. Нам есть, о чем поговорить с горожанами. Мы изучаем общественное мнение и не собираемся продавливать тему этого строительства. Я думаю, мы найдем в нашем городе консолидированное решение, которое устроит большинство горожан. Я думаю, что единственный правильный путь – диалог с общественностью, градозащитниками, деятелями культуры в поиске решения этого вопроса», — говорит в интервью Валентина Ивановна.
В 2017 году Министерство культуры РФ отклонило экспертизу ВООПИК о включении памятников Охтинского мыса в Реестр. КГИОП также отказался включать в перечень объектов культурного наследия «Достопримечательное место “Охтинский мыс (культурный ландшафт)”». Соответствующее распоряжение №333-р ведомство опубликовало 21 октября 2020 года.
Под охрану сейчас взята лишь малая часть исторического объекта на периферии Охтинского мыса, при этом полностью были выведены из-под охраны рвы крепости Ландскроны, весь Ниеншанц первого периода, большая часть Ниеншанца второго периода.
Фото: Спасем Охтинский мыс
Петр Сорокин, глава Санкт-Петербургской археологической экспедиции и руководитель раскопок на Охтинском мысу в интервью с ГП отметил, что: «Территорию мыса нельзя делить на участки — расположенные на нем памятники можно охарактеризовать как ансамбль, включающий комплекс разновременных фортификаций, сохранившихся на всей его площади. Это сооружения, которые по закону должны сохраняться на месте их обнаружения. А приказ Минкульта и распоряжение КГИОП игнорируют эти объекты культурного наследия и объявляют это отдельными разрозненными, причем значительно уменьшенными по сравнению с зафиксированными в наших отчетах, участками (в основном неолитического) культурного слоя».
О необходимости консолидации градозащитного сообщества говорил в интервью с ГП юрист Павел Шапчиц, который на протяжении долгих лет отстаивает в судах защиту наследия Охтинского мыса:
«То, что из десятков тысяч юристов, проживающих в Санкт-Петербурге, город защищают только несколько человек, — это, конечно, важный маркер отношения горожан к своему городу. Одно дело парад и день города, цветочки и экскурсии, а другое дело — ежедневное доказательство любви к городу на практике»
Фото: Спасем Охтинский мыс
В середине ноября СПбО ВООПИК решил создать рабочую группу для экспертного обсуждения проблемы сохранения Охтинского мыса и угрозы историческим панорамам города в случае реализации газпромовского проекта.
Сейчас активисты в карантинных условиях проводят онлайн-акции, обращая внимание на проблему. Об этом мы писали в прошлом материале. Ситуацию нагнетают замеченные накануне бурильные машины, по мнению очевидцев, занимающиеся геологической разведкой. Машины стояли на краю рва, очерчивающего один из бастионов Ниеншанца.
В поддержку развернувшейся виртуальной кампании 30 ноября в сообществе «Синяя лента — символ небесной линии Петербурга» был также опубликован фильм, снятый уже защитниками Охтинского мыса 10 лет назад. Тогда только обнаружились уникальные находки допетербургской эпохи, и активисты начали бить тревогу.