Заброшенный дом Лопухиных — Э.Д. Нарышкина на Литейном пр., 62 приспосабливают под общественное пространство. 29 августа на территории дома открылось городское пространство «Третье место», названное по аналогии с концепцией социолога Рэя Ольденбурга. Авторы проекта планируют объединить нескольких предпринимателей, устроив на территории отель, ресторан и галерею современного искусства. Первым резидентом пространства стал гастрономический поп-ап-проект «12». Подробнее о нем можно посмотреть в инстаграме сообществе.
Фото citywalls
История дома Лопухиных — Э.Д. Нарышкина начинается в первой трети XIX века. Первыми владельцами дома, с 1822 года, была семья князя В.П. Лопухина. В 1856-1858 годах дом перестроил архитектор Г. А. Боссе для обер-камергера и благотворителя Э.Д. Нарышкина. Следующим собственником дома являлось Духовное ведомство. В 1871 оно приобрело особняк для обер-прокурора Святейшего Синода. Во время Первой мировой войны в здании разместился Синодальный лазарет. В советский период здание многократно перестраивалось, его занимали клуб «Красный железнодорожник», «Дом техники железнодорожников», «Школа Октябрьской железной дороги». Последним здесь располагался с 1978 по 2002 годы один из филиалов Музея Октябрьской железной дороги.
Вид со двора, 2016 г. Фото: citywalls
Фото двора здания 1997 год (по материалам историко-культурной экспертизы)
Около двадцати лет дом, памятник регионального значения, оставался заброшенным. Однако остатки исторических интерьеров в доме сохранились: несколько залов и парадная лестница. В 2011 году группа компаний «СУ-155» выкупила здание с целью устроить 4-х звездочный отель. Затем собственник решил, что приспособление здания под деловой центр позволит лучше сохранить исторический облик. После противоаварийных работ особняк законсервировали. В декабре 2015 и 2016 годах дом вновь выставляли на торги.
В 2019 году у дома Лопухиных — Э.Д. Нарышкина появился собственник – частное лицо с новыми планами на приспособление дома. Об этом ГП побеседовал с основателем проекта «Третье место» Ольгой Звагольской.
Знали ли вы историю особняка перед тем, как начали делать в нем пространство? Боссе, Лопухины, музей Октябрьской жд?
Да, мы достаточно подробно изучили историю особняка, в том числе поэтому заинтересовались им. Однако изначально мы планировали, что здесь будет только отель. Концепция расширилась и обрела нынешнюю форму уже после того, как мы подробно изучили пространство изнутри.
С какими вы столкнулись сложностями при приведении в порядок и приспособлении дворовой территории особняка? Планируется ли сохранить и задействовать исторические интерьеры?
Как и в случае с интерьерами, для нас важно максимально сохранить исторические артефакты: архитектуру, отделку, дизайн и т. д. Это не всегда бывает просто с точки зрения реализации собственной архитектурной концепции.
Будете ли вы использовать в своей концепции и мероприятиях историю дома и связанные с ним персоналии?
Конечно. Для нас важно сохранить историю особняка, и мы будем по возможности о ней рассказывать. Здесь жили и с домом были связаны люди, многие из которых оставили значимый след в российской истории. С точки зрения тех же мероприятий здесь можно придумать много чего интересного и полезного.
Когда планируется приспособление помещений под отель? На какой стадии находится процесс (поиск подрядчика на разработку проекта, проектирование, историко-культурная экспертиза…?)
Сейчас процесс приспособления находится на стадии проектирования. Отель планируем открыть летом—осенью 2021.
Какие еще резиденты будут занимать место в пространстве?
О конкретных резидентах пока говорить рано. Точно можем сказать, что кроме отеля у нас будут галерея современного искусства, ресторан, speak easy бар.
Влияет ли на интерес к пространству со стороны горожан его расположение в стенах старинного особняка?
Сейчас все-таки в большей степени влияют удачное месторасположение и, надеемся, наша концепция. Да и сами посудите: разве мало у нас пространств и заведений в исторических особняках? Петербуржцев этим сложно удивить. Мы будем стараться заинтересовать наших гостей культурно-историческим контекстом «Третьего места».
Редакция ГП надеется, что проект нового общественного пространства будет удачным и бережным по отношению к памятнику архитектуры, а дом, наконец, обретет новую жизнь, сохранив не только исторические интерьеры, но и память о своих бывших хозяевах.
