В субботу, 26 октября, в доме Брюллова на Васильевском острове (Кадетская линия, 21) состоялась волонтерская акция «Открытого города». Здание особо значимо в истории градозащитного движения. Именно здесь с 1907 по 1917 годы принимал посетителей Музей Старого Петербурга, коллекции которого стали основой фонда Музея истории города.
Фото: Марина Селезнева
Волонтеры расчистили помещения от бытового мусора, очистили парадную лестницу и балясины, отмыли историческую напольную мозаику из мраморной крошки розового и черного цвета с надписью «Salve», что в переводе с латыни означает приветственное «Добро пожаловать».
Дом Брюллова является объектом культурного наследия федерального значения. Здание построено в XVIII веке. Домом известного архитектора он стал в 1845 году. Тогда же здание было реконструировано. Во дворе был возведен поперечный корпус, объединенный с лицевым, где позже был устроен кабинет архитектора. Фасад, выходящий на Кадетскую линию, сохранил свой первоначальный облик, но были переоформлены интерьеры. Затем дом перешел по наследству дочери Брюллова, ставшей женой архитектора Павла Сюзора.
В 1907-1917 годы в здании был создан Музей Старого Петербурга. Здесь хранились архитектурные макеты, подлинные чертежи знаменитых архитекторов, архитектурные элементы утраченных зданий, картины и гравюры. Коллекция пополнялась благодаря неравнодушным к наследию петербургским деятелям, спасающим от уничтожения петербургскую старину.
Источник: https://pastvu.com
Сейчас в Петербурге музея архитектуры нет, и возрождение его в исторических мемориальных стенах стало бы отличной перспективой для будущего восстановления здания.
В советские годы дом был отреставрирован под детский садик. С 1967 года в главном здании находилась детская библиотека им. Н. А. Островского, а во флигелях были коммунальные квартиры. После того как библиотека переехала из дома Брюллова, уцелевшие в советское время историко-культурные ценности дома были разграблены мародерами.

Во дворе виден постамент, оставшийся от скульптуры Аполлона. Скульптура также была украдена, сохранились только ее фотографии.
В помещении бывшей столовой квартиры Сюзора большей частью выломаны цокольные панели из красного дерева, а также уничтожены мраморные камины в залах. Еще сохраняется подлинный наборный паркет, местами также выломанный.
В здании сохранились ценные потолочные росписи в античном (помпейском) стиле. Этим летом неизвестными лицами была похищена живописная вставка с пейзажем Везувия. Так, без какой-либо защиты, погибают остатки былой роскоши чудом дошедшей до наших дней. Здание не законсервировано, имеются протечки, которые губительно сказываются на состоянии интерьеров.
В 2016 году власти озвучили идею передачи главного здания в ведение петербургского отделения ВООПИК. Общество охраны памятников с того времени ведет долгую переписку с чиновниками по организации реставрационных работ, но диалог со стороны властей не получает развития. Бездействие властей ставит особняк на край гибели. Есть даже негласные опасения, что от планов передачи власти могли отказаться в пользу иного прибыльного бизнес-проекта. Районная администрация отказалась даже помочь ВООПИКу в организации волонтерского субботника.
Экскурсию для волонтеров по залам дома Брюллова провел историк архитектуры, член Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Александр Кречмер.
Он также является автором концепции многофункционального культурно-выставочного центра с мемориальной музейной зоной, посвященной Музею Старого Петербурга, под который возможно приспособить здание. Над концепцией приспособления дома Брюллова также работали студенты СПбГУ.
О предложенных вариантах читайте в материале: https://protect812.com/2019/04/12/dom-suzora-koncepsia-spbgu/