Непраздничный юбилей Пулковской обсерватории

13 августа в пресс-центре ТАСС на Шпалерной ул., 37 состоялась пресс-конференция «180-летие Пулковской обсерватории: достижения и перспективы развития». Приглашенным спикером был директор ГАО РАН Назар Ихсанов. Защитники Пулковской обсерватории подготовились к мероприятию и встретили директора одиночным пикетом у главного входа.

«Пулковская обсерватория получила к юбилею:
— Массовое строительство в защитной зоне
— Прекращение двухвековых наблюдений
— Увольнение трети всех ученых» — было написано на плакате.

Александр Шумилов, координатор инициативной группы «Сохраним Пулковскую обсерваторию»:

«К своему 180-ти летию обсерватория близка к одному из своих последних юбилеев. Администрация самой обсерватории активно потворствует желаниям застройщиков. С приходом в обсерваторию директора Назара Ихсанова решение о застройке защитно-парковой зоны принимается полностью дирекцией ГАО, а не астроклиматической группой, как было ранее. После того, как астрономы начали выступать против такой политики руководства, они получили очень резкий ответ: была уволена половина молодых ученых. Сейчас принято решение о переводе наблюдений на другие внешние базы.
Нельзя сводить обсерваторию к зданию и телескопам внутри, как в музее, — она должна жить. И мы боремся за сохранение этого организма».

Строительство в защитно-парковой зоне обсерватории ставит крест на активных оптических наблюдениях за небом в Пулковской обсерватории: огромный массив жилых зданий уже на этапе строительства заметно усугубляет климат для наблюдений. При дальнейшем возведении домов отдача тепла и света от них создаст атмосферную турбулентность, в условиях которой делать высокоточные измерения и наблюдения будет невозможно.

Однако интересы директора обсерватории Назара Ихсанова направлены отнюдь не на сохранении наблюдений на историческом месте:

«Территория будет застраиваться. Это вынужденная мера. Мы на сегодняшний день не имеем претензий к застройщику, проблема сильно преувеличена. Низкоэтажная застройка находится достаточно далеко от обсерватории. Здесь больше политики, чем реальной проблемы. Больше проблем в самой обсерватории, в том, как вывести перевести ее в современное русло. А данное строительство – катализатор, помогающий более быстро и оперативно переходить в современную среду».

В июне 2018 года президиум РАН, в ведении которой находится Пулковская обсерватория, принял постановление о переводе астрономических исследований из Петербурга на другие российские научные площадки.

Одной из перспектив развития ГАО, по словам директора, будет ее тесное сотрудничество с Крымской астрофизической обсерваторией, с которой уже есть определенные договоренности.

«Мы сейчас прорабатываем направления перевода части программ в Крымскую астрофизическую обсерваторию, предполагаем активизировать работы на Кисловодской станции (Горная астрономическая станция), где пока недостаточно эффективно используют имеющиеся там телескопы», — заверил Ихсанов.

30 сентября состоится обсуждение концепции Всероссийского научного центра астрономической информации на базе Пулковской обсерватории. Вблизи Петербурга, где много профильных институтов, намного эффективней вести сбор данных и их обсуждение.

«Базовый центр будет находиться в Санкт-Петербурге, а наблюдательные точки – в удаленных горных районах, где астроклимат лучше, чем здесь. Все нюансы еще будут прорабатываться в концепции и обсуждаться», — пояснил Ихсанов.

Защитники Пулковской обсерватории ставят такие «перспективы» под большое сомнение. На разных горных высотах астроклимат изменчив, и аналога главному 26-ти дюймовому рефрактору Пулковской обсерватории – самому стабильному телескопу в мире – нет. Неуважительным по отношению к южным астрономам кажется и вариант сбора и изучения их авторского труда на базе в Пулково другими учеными. Все это вызывает много вопросов.

Назар Ихсанов: «Главная работа научного сотрудника на сегодня – не сидеть у телескопа, не смотреть в него и даже не собирать данные. Самое важное – написать заявку. Понять правильно «как, что, зачем и почему» ты будешь наблюдать. Правильно составленная заявка с компьютерным моделированием результата будет являться тем продуктом, который создает научный сотрудник. Если он правильно эту заявку составляет, он может получить время на любом телескопе мира».

Почти двухвековая научная деятельность Пулковской обсерватории к настоящему моменту охватывает все приоритетные направления астрономических исследований, таких как небесная механика, астрометрия, звездная динамика, физика солнца и небеснях тел, солнечно-земные связи, динамика и кинематика галактики, межзвездная среда и др. Теперь же вместо постоянной Пулковской базы ученым придется «скитаться» по другим площадкам для наблюдений. Ранее говорилось о необходимости создания нового сверхмощного телескопа для Пулково. По мнению директора ГАО, создание такого телескопа – процесс долговременный и ресурсозатратный, целесообразней потратить эти деньги на аренду западных телескопов. Однако все эти моменты еще будут обсуждаться на высшем уровне. (К слову, наблюдения на условиях аренды не дают уверенности в завтрашнем дне ввиду нестабильной политической обстановки в мире).

Активисты считают, что наблюдения на базе Пулковской обсерватории еще можно спасти, но для этого необходимо останавливать массовое строительство в защитной зоне обсерватории. Ихсанов напротив, считает, что защитно-парковая зона обсерватории, как научному институту, не нужна, на наблюдения не влияет. В целом, застройка, по мнению Ихсанова, — не научная проблема.

Однако зачем тогда переводить наблюдения из Пулковской обсерватории на другие площадки? Защитники Пулковской убеждены, что идея перевода наблюдений и отказ от охранной зоны – меры, принятые под давлением строительного бизнеса.

А. Шумилов:

«Сейчас у нас в городе есть крупная, признанная в мире обсерватория, а если поступать в соответствии с чаяниями дирекции, исходя из принципа «нет наблюдений – нет проблем и бодаться с застройщиками не нужно», то я вынужден признать, что мы не праздник сейчас празднуем, а завуалированные поминки».

Юлия Рыбина. Фото автора.