Дому Перетца на Московском проспекте, 1 вернули исторический облик, изувечив подлинный металлодекор.
Дом купца Я.И. Перетца, владельца гастрономических магазинов, был возведен в 1908-1909 гг. по заказу его наследников архитектором А. И. Зазерским в стиле модерн с элементами неоклассицизма. После революции здание национализировали, квартиры переоборудовали в коммунальные. Предположительно в годы войны были утрачены купольное завершение угловой части и часы на ее фронтоне. В 2000-е годы купол воссоздали, но произвольно, не по историческим чертежам.
Купольное завершение башни до и после ремонтных работ
В 2017 году ООО «Паллада» разработало проект капитального ремонта фасадов здания. Проект предполагал воссоздание купола угловой башни и часов на фасаде согласно архивным данным, ремонт штукатурной отделки, расчистку, восстановление лепного и металлического декора фасада.
Фото исторических ворот из предмета охраны дома Перетца
Из исторического архитектурного металлофасада до нашего времени в той или иной степени сохранились кованые ворота, козырьки, ограждения кровли и кованые перила большинства балконов. Ограждение круглого углового балкона третьего этажа было утрачено и заменено типовым в советский период.
Общий вид здания до и после ремонтных работ
Еще в мае в редакцию «ГП» прислали фотографии срезанных исторических ограждений, снятых с кровли фасада (со стороны Московского проспекта и переулка Бринько). Тогда КГИОП заверил градозащитников, что работы ведутся в соответствии с проектом. Хотелось надеяться, что ограждения отреставрируют и вернут на место. Но вышло иначе.
Совсем недавно с дома полностью сняли строительные леса. После радующего глаз воссозданного исторического облика угловой башенки и часов внимание привлекает появившееся ограждение круглого углового балкона, а также восстановленные металлические ворота, подлинность которых, по визуальной оценке, сохранилась лишь в цветочных гирляндах. Демонтированное ограждение кровли с авторскими коваными гирляндами не вернулось на свое историческое место. Вместо него появились металлические секции, совершенно не соответствующие историческому образцу.
Чтобы разобраться в ситуации, «ГП» попросил независимый комментарий у художника-реставратора по металлу Кузьмы Одинцова:
Весь металлодекор фасада дома Перетца объединён темой лавра, лавровых гирлянд–венков и связан повторяющимся стилизованным меандром. Кованые лавровые листья также стилистически едины и выполнены в одном пластическом приеме. Исторические ограждения имеют характерные для модерна плавные радиальные повороты поручней на углах балконов и кровли.
После реставрации на фасаде появилось еще два типа ограждений, которые выбиваются из архитектурной стилистики дома.
Складывается впечатление, что отлично сохранившийся металлодекор кровли распилили, а отдельные элементы использовали при «воссоздании» утраченных лавровых листов ворот и, возможно, недостающих частей ограждений других балконов нижних этажей. Иного объяснения, почему кованые гирлянды воссозданы только на воротах, я дать не могу. На месте исторических мансардных ограждений появились гирлянды из дубовых листиков, рисунок которых не соответствует историческим балконам, чужероден стилистике дома и тем историческим образцам, что сохранялись здесь до ремонта. Более того, рисунок этот примитивен и антихудожествен. То, что сейчас появилось вместо исчезнувших исторических ограждений («дубки» и «акантовые каблучки») возможно где-нибудь в провинции на новом здании, но не в Петербурге, не на доме такого уровня – архитектурной доминанты в самом начале Московского проспекта.
Ограждения мансардных балконов до и после ремонтных работ
На месте утраченных ограждений углового скругленного балкона третьего этажа установлена угловатая конструкция с литыми гирляндами. Каркас этого ограждения отличается и от исторических и от антихудожественных новодельных секций кровли. Литые лавровые гирлянды никак не связаны ни стилистически, ни по технике исполнения с элементами исторических ограждений. Попытка впихнуть на скругленный балкон квадратное ограждение, которое теперь местами вываливается углами даже за линию карниза, прямо указывает на отсутствие не только архитектурной интуиции у подрядчика, но и специалистов по архитектуре среди технического надзора.
Фото: Фото Исаев И.И, 1959 г. Источник: http://www.citywalls.ru/house1397.htmlВероятно, так называемые «реставраторы» рассчитывали, что с земли рассматривать верхние ограждения никто не станет. Конечно, в целом ситуация говорит о вопиющем непрофессионализме и дилетантизме исполнителя работ, который не сумел ни повторить рисунок исторических элементов, ни спроектировать утраченное ограждение круглого балкона, ни отыскать исторические фотографии, которые есть даже в интернете. Круглые венки, например, в проект воссоздания так и не вошли.
Отреставрированный каркас ворот грубо заварен, что идет вразрез с исторической технологией, нарушает аутентичность конструкции и производит впечатление суррогата, выданного за реставрацию. В гирлянды лавровых листьев, собранных, по всей видимости, из ограждений кровли, почему-то воткнули инородную по стилистике литую, а не кованую розетку.
Те, кто стоит за таким результатом, от проектирования и согласования до исполнения и приемки работ, не уважают ни город, ни архитекторов. Ситуация такова, что настоящим профессионалам, которые работают с частными инвесторами, выстроены многочисленные бюрократические барьеры на пути к объектам с государственным финансированием. А так называемые лицензированные фирмы с аттестованными специалистами почти никогда не заинтересованы в качестве работ: они не несут никакой личной ответственности за результат, как, впрочем, и лица, осуществляющие технический надзор или проверку проектной документации.