Памятники спальных районов: ГРЭС «Красный Октябрь»

ГЭС «Уткина заводь» – одно из первых сооружений периода электрификации. Возведение электростанции на правом берегу Невы началось еще весной 1913 г. Работы поручили бельгийскому акционерному обществу «Железобетон» во главе с инженером Отто Багнером. Изначально предполагалось, что станция мощностью 20 тыс. кВт будет функционировать на привозном английском угле. Для того времени это было солидно. Электротехническую оснастку предоставила берлинская контора «Siemens Schuckert», которой также принадлежала фабрика в составе акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» (после революции – завод «Электросила»).

фото: май, 2019 г.

Строительство продвигалась медленно, первый этап был приостановлен из-за вспыхнувшей Первой мировой войны, за которой последовали революция 1917 г. и национализация промышленности. Из-за переворотов и сложной экономической ситуации в стране стены электростанции простояли без кровли до 1920-х г.

Работы возобновились уже в рамках плана ГОЭЛРО, утвержденного VIII Всероссийским съездом Советов в 1920 г. Проектом руководил архитектор Андрей Андреевич Оль, который планировал разместить в здании огромные окна-арки и увенчанную ротондой башню (по аналогии с рисунками чертежей Волховской гидроэлектростанции инженера Г.О. Графтио). К сожалению, башню воплотить не удалось, ее уменьшенная копия украсила здание пожарной части, выстроенной по соседству позже, в 1923 г. Как пишут исследователи, окончательное архитектурное решение ГЭС «представляло собой сложную комбинацию прямоугольных объемов, идеально «подогнанных» для размещения всех агрегатов электростанции».

В марте 1921 г. В.И. Ленин подписал декреты об использовании для нужд энергетики местных видов топлива, в частности, торфяного. Решением Исполкома «Уткина заводь» была переименована в ГРЭС «Красный Октябрь» и стала первой в стране электростанцией, работающей на торфе. Запуск турбогенератора 8 октября 1922 г. происходил в присутствии делегаций обеих столиц. Газета «Петроградская правда» писала на первой полосе: «Сегодня петроградский пролетариат пускает в ход «Уткину заводь» и этим ставит первые шаги в деле электрификации Советской России». В 1926 г. Совет Труда и Обороны разрешил строительство второй очереди электростанции и установку двух дополнительных турбин по 45 тыс. кВт. В 1930 г. мощность ГРЭС достигла 111 тыс. кВт.

В годы Великой Отечественной войны «Красный Октябрь» был единственной ГЭС, снабжавшей блокадный город электричеством, у других предприятий не хватало топлива. Станция постоянно подвергалась вражеским бомбардировкам, бывали страшные дни, когда на участок попадало до двухсот снарядов. Зимой 1941-1942 гг. действующий котел № 3 переоборудовали для сжигания фрезерного торфа – в результате ГЭС смогла дать заряд тяговым подстанциям, и весной 1942 г. были запущены пассажирский и грузовой трамваи. Тогда же рабочий коллектив наградили орденом Трудового Красного Знамени.

После войны «Красный Октябрь», он же ТЭЦ № 5, преобразовали, и станция продолжила свою деятельность, снабжая город теплом и электроэнергией. В 1980-х гг. на станции установили современные водогрейные котлы, но в остальном предприятие остро нуждалось в новом обеспечении. Разработка проекта реконструкции началась в 1988 г., но за неимением финансирования не увенчалась успехом.
В 1992 г. ТЭЦ передали РАО «ЕЭС России». В 2000-е гг. ПАО ТГК-1 (ранее известное как ОАО «Ленэнерго») выделило ресурсы на реновацию станции. В 2006 г. ввели энергоблок, и фактически была построена новая «Правобережная» ТЭЦ №5.

26 мая 2010 г. старая электростанция была закрыта.

Панорамы с воды (фото: citywalls)

В 2015 г. СМИ сообщали, что «Красный Октябрь» является для компании ТГК-1 непрофильным активом, поэтому он будет выставлен на продажу. Тогда же АО «СПб ЭС» предлагало создать на базе подстанции музей.

По состоянию на май 2019 г. на кровле здания и в разбитых окнах фасада, выходящего на Октябрьскую набережную, растет трава. Выявленный объект культурного наследия прозябает и выглядит заброшенным.

фото: май, 2019 г.