Шуваловский парк внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как историческая усадьба графов Шуваловых и Воронцовых-Дашковых и памятник садово-паркового искусства рубежа XVIII-XIX веков. Земельные угодья достались дворянскому роду Шуваловых от царской семьи в знак благодарности за государственные заслуги. Планировка территории с 12 прудами, какой мы её знаем в наши дни, произведена по велению графини Варвары Петровны Шуваловой в 1820-х гг. Тогда к северу от старого регулярного парка разбивают ландшафтный Верхний. Проектировал его Пётр Эрлер, много лет трудившийся над парками Петергофа.
Если в XIX веке Парголовский сад (старое именование) мог соперничать с ансамблями парков петербургских пригородов, то современный парк, скорее, походит на лесной массив с холмистым рельефом. При этом в охраняемых границах федерального памятника находится 136 (из общих 142) гектаров площади. В годы Великой Отечественной войны в парке был оборудован запасной командный пункт штаба обороны Ленинграда, останки дотов видны и по сей день.
Становление парка начиналось вокруг пруда «Звезда» (ныне Круглый), от которого лучиками расходились первые аллеи. Направо они вели к прудам «Шляпа Наполеона» и «Рубаха Наполеона» – так их «облачил» граф Павел Андреевич (видимо, ему не давали покоя послевоенные воспоминания: в должности комиссара Шувалов лично эскортировал экс-императора на остров Эльба). Вид на пруды открывается с насыпной горы Новый Парнас, но на зимней панораме их очертания почти не прослеживаются. Это «обиталище муз» утратило свои старинные террасы, а вот у Старого Парнаса, почти сравнявшегося с землёй, сохранилась каменная скамья. По легенде, это было излюбленное место отдыха Александра Блока.
Центральную часть парка, огороженную забором, с 1950-х гг. занимает Всероссийский НИИ токов высокой частоты им. В.П. Вологдина, захвативший своими корпусами оба дворца.
Большой дворец возведён на месте сгоревшего усадебного дома по проекту С.С. Кричинского в 1912-1915 гг. для последней владелицы имения, Елизаветы Андреевны Воронцовой-Дашковой (урожденная Шувалова). Из-за Первой Мировой войны строительство затянулось, а после революции графиня бежала из страны. Отделку интерьеров закончили только к 1926 году, и дворец превратился в дом отдыха пищевиков.
Кричинский также построил на территории деревянный дом садовника, конный двор и павильон «Холодные бани» (колодец с колоннами дорического ордера, ныне руинизирован).
Что касается Малого дворца, утверждают, что он практически не перестраивался с момента возведения в середине XVIII века. Западная часть фасада в том же неизменном виде изображена на рисунке Джакомо Кваренги (из серии «мыза в Парголово» 1780-х гг.).
Прогуляться у памятников можно только в составе экскурсии.
Однако самое знаменитое сооружение парка – это, несомненно, церковь апостолов Петра и Павла в неоготическом стиле. Она воздвигнута в память об Адольфе Полье, безвременно почившем втором супруге Варвары Петровны Шуваловой. Безутешная вдова заказала архитектору А.П. Брюллову не только храм, но и склеп для упокоения праха. Церковь строили почти 10 лет (1831-1839 гг.), сейчас она отреставрирована, там проходят православные службы.
Другой, не менее интересный объект – деревянная дача Георга Месмахера, петербургского юриста. Щедрый подарок от его брата-архитектора Максимилиана. Мнения по датировкам расходятся, но на башенке указан «1902» год. Изящный резной декор «жёлтой дачи» до сих пор впечатляет, хотя её конструкции находятся не в лучшем состоянии. Несмотря на славу «дома с привидениями», тот обитаем.
Зимой Шуваловский парк утопает в снегу, а со склонов, начинающихся от НИИ, катаются на санках. Институт, к сожалению, не может финансировать благоустройство такой огромной территории, поэтому парк постепенно зарастает и теряет свои исторические корни.