27 сентября 2018 г. в Доме архитекторов состоялась презентация концепции расширения Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Кузнечном переулке, подготовленной Евгением Герасимовым.
Серьёзного разговора не получилось. Судя по всему, инициаторы заранее позаботились о присутствии в зале «одобряющей массовки». На протяжении вечера неоднократно раздавались хлопки, эмоционально-агрессивные выкрики людей, явно присутствующих на мероприятиях в Союзе архитекторов впервые, попытки прерывать «неудобные» вопросы журналистов.
Фото: сообщество «Центральный район за комфортную среду обитания»
Профессиональное обсуждение концепции не предполагалось. Выступить в итоге никому не дали, и ведущий мероприятие Рафаэль Даянов постарался мягко закончить представление, грозившее вылиться в скандал. (На десерт уже после завершения мероприятия Евгений Герасимов в присутствии журналистов с диктофонами даже назвал корреспондента «Санкт-Петербургских ведомостей» Вадима Кузмицкого лжецом и подлецом).
Между тем, представленный материал концепции расширения музея, впервые явивший петербуржцам подробные планы по строительству и функциональному наполнению нового здания в Кузнечном переулке, содержал много интересной информации и безусловно заслуживал серьёзного профессионального осмысления, к которому организаторы оказались не готовы.
Презентовали концепцию два из трёх учредителей фонда – инициатора строительства нового здания – директор музея Достоевского Наталья Ашинбаева и архитектор Евгений Герасимов. Третьим учредителем является бизнесмен Андрей Якунин, сын бывшего руководителя РЖД, уже реализовавший в Петербурге несколько проектов, нанесших значительный ущерб культурному наследию. Фонд, учрежденный год назад тремя физическими лицами, претендует на предоставление ему без конкурса принадлежащего городу земельного участка рядом с домом, где располагается музей-квартира Достоевского, для строительства нового здания, которое обещает предоставить в пользование музея.
Наталья Ашинбаева сообщила присутствующим, что музей перерос свои площади и нуждается в расширении. Фонды увеличиваются (хотя подлинных предметов, связанных с Достоевским, в фондах немного), сотрудники «сидят друг у друга на головах», неудобный вход, маленький гардероб, не обеспечен нормальный доступ инвалидов, всего один выставочный зал и приходится часто менять выставки, нет полноценного лекционного зала. Проблемы хорошо знакомые многим музеям Санкт-Петербурга.
Решение исполкома Ленгорсовета 1988 года о расселении квартир в доме для расширения музея является действующим, но не выполнено. Музею за 30 лет передано 3 из 6 квартир по чёрной лестницы. Поэтому появление Евгения Герасимова и Андрея Якунина с предложением создать фонд и построить новое здание было воспринято директором музея с благодарностью, с учётом ещё и приближающегося 200-летия со дня рождения Достоевского (через три года, в ноябре 2021 г.). Город пока эту схему не поддержал и участок не предоставил. Теперь фонд выкупил и расселил ещё одну квартиру и готов выкупить остальные.
ООО «Евгений Герасимов и партнеры»: Концепция развития литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского.
Основной доклад был сделан автором концепции Евгением Герасимовым. Концепция предусматривает строительство нового пятиэтажного (плюс один подземный этаж) здания и соединение его с мемориальным домом Достоевского.
Новое строительство предлагается на участке, где сейчас расположен небольшой сквер, выведенный недавно из зеленых насаждений общего пользования и утративший таким образом защитный статус.
Докладчик показал несколько тенденциозно подобранных фотографий, сделанных в то время года, когда в сквере нет ни листочка, зато запечатлены курящие студенты соседнего вуза и разбросанный мимо урны мусор, что видимо должно было символизировать деградацию и упадок.
Первое фото: ООО «Евгений Герасимов и партнеры», остальные: «Градозащитный Петербург»
В это время у входа в Дом Архитектора, проходил пикет жителей за сохранение сквера.
Достаточно тщательно проработаны в концепции планировочные и функциональные решения нового здания и связь его помещений с мемориальным домом. Тут внимательных зрителей и слушателей ждали интересные открытия.
В новом здании не выделяется ни одного метра (подчеркнём: ни одного) ни для фондов музея, ни для помещений для сотрудников, ни для экспозиции. Все эти функции остаются и полностью удовлетворяются в старом здании за счёт выкупаемых квартир. Что подтвердила и директор музея. Что же предполагается разместить в новом пятиэтажном здании?
Половина площадей отдаётся под театр. Его помещения займут большую часть подземного, первого и второго этажа. На первом этаже также разместится кафе. На втором этаже — небольшой выставочный зал. Большую часть трёх верхних этажей занимает по концепции несколько аморфное пространство, названное «лекционный зал-библиотека». Кроме этого в здании нарисован вестибюль с лифтом, книжно-сувенирный магазин и … собственно всё.
То есть подавляющее большинство площадей (театр, кафе, магазин) непосредственно с остро актуальными нуждами музея не связано. Выставочное пространство минимизировано. После закрытия музея предусмотрена отсечка входов в него со стороны нового здания, которое в вечерние часы может функционировать автономно, или как общественное пространство, или как залы для специальных мероприятий (спектаклей, концертов и т.д.).
По сути представлен проект культурно-общественного пространства, отчасти связанного с музеем, но в буквальном смысле слова это не музейное здание.
ООО «Евгений Герасимов и партнеры»: Концепция развития литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского.
В завершении Евгений Герасимов показал архитектурный облик предлагаемого объекта – абсолютно модернистское здание и продемонстрировал многочисленные примеры модернистских музейных зданий в различных городах мира. Предъявленный им видеоряд построек Лондона, Берлина, Милана, Мадрида и второстепенных городов Европы, Азии и Америки был по своему очень характерен и напоминал о том, что ни один из этих городов не является в отличие от Петербурга объектом Всемирного наследия. Санкт-Петербург стоит совсем в другом ряду исторических городов, таких как Прага, Флоренция, Венеция, Краков, Эдинбург и др.
Однако обсуждать возможность иной архитектуры Герасимов не захотел. Вскользь упомянутый исторический дом эпохи Достоевского, существовавший на месте сквера вплоть до 1970-х гг., был назван не заслуживающим воссоздания.
На вопросы докладчики отвечали несколько агрессивно – они им явно не нравились. Вопрос журналиста Татьяны Лихановой о наличии официальной концепции развития государственного музея Достоевского после некоторого замешательства вызвал реплику директора, что она есть, но конечно только для внутреннего пользования.
Вопрос зампреда петербургского ВООПИК Александра Кононова о примерном соотношении в новом здании площадей разного функционального назначения (сколько кв. метров под театр, сколько под кафе, сколько под выставочный зал) остался без ответа. Вопрос члена Совета ИКОМОС Александра Кречмера также повис в воздухе.
Отсутствие настроя у учредителей фонда на диалог с общественностью может сыграть с инициаторами проекта дурную шутку. Власть склонна в подобных ситуациях не идти на открытый конфликт и прислушивается к экспертному и градозащитному сообществу, хотя иногда и позже, чем нужно. Но прислушивается. А фонд Якунина-Герасимова-Ашинбаевой на диалог не идёт и продолжает прельщать губернатора лёгким решением сразу после выделения им земельного участка. Вряд ли в отсутствии общественного консенсуса можно рассчитывать на легкость реализации подобного проекта, которому есть внятные и как раз легче реализуемые альтернативы.