Наследие на линии огня

Пожары в заброшенных зданиях, в первую очередь — исторических традиционно «списывают» на бездомных, которые, чтобы обогреться зимой, разводят костры в заброшенных зданиях. И получается, что за гибель наследия вроде как никто не в ответе — разговор может идти разве что о некачественной консервации… Да и в целом в разгар отопительного сезона опасность пожара серьезно повышается. В самом деле, зимой от пожара сильно пострадало несколько зданий — в том числе памятники деревянного зодчества: Сестрорецкий вокзал и жилой дом в Левашово.

Однако в этом году май выдался на удивление теплым. Что не спасло наследие Санкт-Петербурга от новой череды пожаров. А про ответственных по-прежнему ничего не слышно…

Не обошлось без «реставрационного пожара». Накануне Дня города пожар возник в особняке Половцева (Доме архитектора). От огня серьезно пострадала отделка бывшей столовой — там как раз должна была начаться реставрация.

Фотографии с сайта КГИОП

Впрочем, реставрация зданий нередко сопровождается пожарами — самый показательный пример — пожар на только что отреставрированном куполе Троицкого собора в 2006 году.

Но в основном, конечно, пожары — беда заброшенных зданий. Еще один пожар на объекте культурного наследия федерального значения произошел в усадьбе Орловых-Денисовых в Коломягах. Здание в стиле классицизм было построено середине XIX века по проекту архитектора Горностаева. Здание несколько десятилетий стоит заброшенным, когда и кто будет возвращать его в жизни, неизвестно. Впрочем, весной 2018 года появилась информация, что усадебный парк будет восстановлен. О том, что будет с самим зданием, пока неизвестно.

В усадьбе Орловых-Денисовых, несмотря на запустение, тоже сохранились исторические интерьеры (пусть не такие роскошные, как в особняке Половцева), здание было законсервировано… К счастью, пожарные быстро справились с огнем.

Фотографии группы «Любимые Коломяги»

Особенно уязвимы перед огнем деревянные здания. 7 июня произошел пожар в деревянном доме на Обводном канале, 116, выявленный памятник. Дом был построен для железнодорожных служащих, а сейчас передан приходу церкви Воскресения Христова, расположенной неподалеку.

Сообщалось, что здание планируется приспособить для Центра помощи бездомным, но работы не начались. В пожаре пострадали второй этаж и крыша здания, а это означает, что даже те конструкции, которые не пострадали от огня, будут разрушаться, если не будут предприняты срочные меры по консервации.

Пожары бушуют и в Ленобласти; в той же Новой Ладоге в ночь на 4 июня вспыхнул деревянный памятник — дом купцов Мухиных.

В чем причина такой «эпидемии» пожаров, остается только гадать. Впрочем, сейчас, к началу Чемпионата мира по футболу, пожары в зданиях-памятниках чудесным образом прекратились.

Надолго ли?..

Дмитрий Рогов.