Алексей Ковалев получил ответ вице-губернатора Игоря Албина на свой запрос по поводу планов строительства нового корпус для музея Достоевского. В Смольном сообщили, что пока документация на проект не поступала. При этом в ответе говорится, что «архитектурной мастерской, подготовившей проект, рекомендуется вынести материалы архитектурно-градостроительного облика на рассмотрение Градостроительсного совета».
ГП попросил Алексея Ковалева рассказать о ситуации подробнее.
— Как Вы относитесь к идее расширения музея за счет строительства нового корпуса?
— Я против расширения музея за счет помещений или зданий, которые находятся или будут находиться в частной собственности. Если расширять музей, то сначала нужно обсудить и утвердить концепцию этого расширения на государственном уровне, новый экспозиционный план и т.д. Предусмотреть увеличение штатов, материально-техническое обеспечение, охрану и т.п. за счет госзадания из бюджетных средств. Это ведь расходы, которые производятся не единовременно, а из года в год. Затем можно привлечь спонсоров, создать эндаумент или иные способы привлечения частных спонсорских вложений, чтобы средства поступали в итоге на счет музея. Именно государственный музей должен стать заказчиком нового строительства, ведущегося в соответствии с утвержденной концепцией.
Иначе история будет точно такая же, как и с новым комплексом, посвященным блокаде. Новообразование станет паразитом на теле музея. Сегодня признаки этого уже есть — директор музея сама является руководителем фонда, действующего как бы под эгидой музея, но на самом деле никак от него не зависящего.
— Допустимо ли строительство корпуса на рассматриваемом месте в Кузнечном переулке?
— Застройка сквера, на мой взгляд, сегодня недопустима. Будем отстаивать его неприкосновенность как ЗНОП (территория зеленых насаждений общего пользования — прим. ред.)
— Но ведь музей говорит о нехватке места для своей деятельности…
— Расширение музея Достоевского возможно за счет использования других объектов недвижимости, связанных с его именем или с его произведениями. Странно, что музей не имеет никакого отношения к т.н. мемориальной зоне Достоевского, являющейся одним из самых привлекательных туристских объектов в Петербурге. На этой территории хватает расселенных зданий, которые можно реконструировать для организации конференц-залов, библиотеки, информационного центра. Сама квартира Достоевского, в которой находится музей, — лишь один из десятков адресов, связанных с его именем. Создавать из этого домика современный комплекс — примерно то же самое, что устроили в конце 1960-х в Ульяновске вокруг дома семьи Ульяновых. Такого нам не надо. Достаточно сравнить ульяновский монстр с бережно сохраненной застройкой Шушенского, где мемориальная функция выражена намного лучше.
ГП продолжит следить за ситуацией вокруг музея Достоевского и планируемого строительства на месте сквера.