От Озерков до Павловска: августовское заседание рабочей группы

И снова мы просим Юлию Минутину-Лобанову рассказать о заседании рабочей группы Совета по сохранению наследия, которое состоялось 16 августа.

– Юлия, расскажите, в этот раз снова рабочая группа рассматривала дюжину объектов?

– К моему удивлению, нет. Было запланировано рассмотрение 10 объектов, но перед заседанием было принято решение отложить повторное обсуждение дома на Невском пр., 153. ВООПИКу удалось заснять интерьеры в жилых помещениях, но, поскольку в разосланной повестке этот адрес не числился, то снимки не успели передать в КГИОП. Поэтому предложение обсудить экспертизу оказалось преждевременным.

Так что рабочая группа рассматривала 9 объектов, и многие экспертизы выносились повторно.

– Были ли экспертизы, которые группа рекомендовала доработать? В прошлые разы это было типичное решение, но при повторном рассмотрении…

– Незначительные уточнения были, разумеется, и в этот раз. Но по большинству объектов было принято решение одобрить экспертизу, хоть и с небольшими замечаниями. Доработать было предложено лишь экспертизу по казармам Лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка и Лейб-гвардии 5-й Конной батареи в Павловске, на ул. Обороны.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Экспертами было предложено разделить объект на 2, поскольку, во-первых, здания относились к разным комплексам, во-вторых, между ними находится федеральный памятник – церковь Св. Николая Чудотворца, который разделяет территорию выявленного объекта на 2 части. Кроме того, было предложено сократить границы комплекса и, наконец, дополнительно исследовать здание кузницы – судя по фотографиям, похоже, что она была надстроена в советское время.

Все остальные экспертизы были одобрены – какие-то единогласно, где-то возникли серьезные разногласия.

– Какие новые объекты культурного наследия появятся в нашем городе?

– Для начала, это два медицинских учреждения: во-первых, Еленинская женская раковая больница на Политехнической улице (сейчас в ней находится Научно-исследовательский институт фтизио-пульмонологии), построенная в начале XX века. Под охрану взят главный корпус, территория сада с сохранившимся фрагментом решетки и бывшее здание конюшен.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Во-вторых, это Волковская купеческая богадельня на набережной Волковки. Сейчас в здании располагается кожно-венерический диспансер. Здание претерпело изменения, была утрачена башенка, украшавшая богадельню – и тем не менее оно до сих пор поражает своей архитектурой.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В перечень объектов культурного наследия рекомендован особняк Полежаева, оформляющий угол проспекта Бакунина и Новгородской улицы. По этому зданию, сохранившему интерьеры, также не возникло споров. Теперь в нем разместится одно из подразделений знаменитого физико-математического лицея №239.

Признана памятником усадьба Кокорева в Пушкине, на Московской улице. Я рада, что, несмотря на то, что экспертиза рекомендовала включить ее по обрезу фундамента, рабочая группа все же пришла к выводу о необходимости включить в границы объекта и часть территории сада, на которой, к тому же, до сих пор сохранились старые деревья.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Наконец, рекомендован к включению в реестр объектов культурного наследия дом церковно-приходской школы и причта в Коломягах, на Выборском шоссе, д. 102.

– И теперь вторая, печальная часть списка – каким выявленным объектам отказано в статусе памятника?

– Таких зданий в этот раз было три.

Дом Никонова на Адмиралтейском канале, д. 7. С невключением этого здания рабочая группа согласилась – исторический участок фактически не сохранился, здание было надстроено в советские годы, то есть конфигурация кровли была изменена, в результате проведенного во второй половине XX века капитального ремонта интерьеры утрачены. Исторический фасад охраняется городским законом №820-7.

Пришлось согласиться с исключением из списка выявленных объектов деревянного дома Шнейдер в Павловске на Песчаном переулке. Дом был расселен в 2007 году, в нем был пожар, снята крыша, а собственник не пытался вывести его из аварийного состояния. Сохранявшиеся ранее элементы интерьера были утрачены, внутри здания проросли деревья, капитальные конструкции также пришли в ужасное состояние; в результате советской надстройки и разрушений нашего времени дом фактически потерял свой облик. Впрочем, при реставрации его должны воссоздать – это историческое здание также находится в охранной зоне.

Самая серьезная борьба развернулась вокруг здания «Дом Л.И. Штиглица (Запасной дворец вел. кн. Павла Александровича)» по адресу: Адмиралтейского кан. наб. д. 29; Галерная ул., д. 54. Корпус в стиле классицизм, выходящий на Адмиралтейский канал, надстроен без согласования КГИОПа уродливой мансардой, серьезно исказившей его облик. И эксперты посчитали, что это здание не должно охраняться.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Однако далеко не все члены рабочей группы были согласны с этой оценкой. К тому же, на имя председателя КГИОП было направлено обращение Ассоциации экспертов Санкт-Петербурга, которые не согласились с выводом экспертизы.
В результате при голосовании большинством голосов экспертиза была принята.

– Вы смирились?

– Нет. Я направляю особое мнение в адрес председателя рабочей группы; мы обратились к вице-губернатору Албину, который является заместителем председателя Совета, с требованием включить рассмотрение экспертизы в повестку заседания Совета; он дал соответствующее поручение председателю КГИОП. Наконец, если это не будет сделано, мы будем собирать подписи трети членов Совета – в этом случае КГИОП будет обязан вынести экспертизу на Совет. Будем бороться.

Фотографии: «Градозащитный Петербург», сайт «Citywalls» и СПбО ВООПИК