2022 г.: краткие градозащитные итоги

2022 год был очень непростым и для страны в целом, и для градозащитного движения Санкт-Петербурга. В первой половине года градозащитники столкнулись с новыми вызовами, найти ответы на которые стало жизненной необходимостью.

Вскоре после начала военных действий были временно отменены на год все проверки в отношении строительного бизнеса, чем сразу воспользовались недобросовестные застройщики. Были стремительно, в течение 1-2 дней, снесены здания Научно-исследовательского Морского института связи и телемеханики (НИМИСТ) на территории Ленэкспо (Наличная ул., 6), на который было подано заявление о выявлении, и Манежа лейб-гвардии Финляндского полка (угол Большого пр. и 20-й линии В.О.), который активисты СПб ВООПИК успешно отстояли в суде первой инстанции, но по жалобе КГИОП ангажированный апелляционный суд отменил это решение.

Снос здания НИИМИСТ, фотография Нелли Вавилиной

Активно начались демонтажные работы на запланированных к разборке зданиях:

Винного городка на Уральской ул., предварительно снятом КГИОП с государственной охраны, несмотря на возражения экспертов и градозащитников;

Дома Лапина на Рижском пр.;

Бань Екимовой на Малом пр. П.С., 4;

— памятника «Дом А.Я.Шагина (Зыковых), где располагалась редакция журнала «Русская старина» на наб. Фонтанки, 145б;

— памятника «Дом Салтыковой» на Б.Морской ул., 51 (при попытке сфотографировать работы по сносу был незаконно схвачен и сильно избит активист Олег Мухин).

Снос флигелей особняка Салтыковой

Под шумок было незаконно снесено историческое здание на Прилукской ул., 28, сохранения которого ВООПИК удалось добиться в предыдущие годы, и здание на Перевозной набережной, 43. Нависла непосредственная угроза сноса над зданием издательства и типографии Брокгауза и Эфрона в Прачечном пер., зданием Ленинградского дворца молодежи, зданием ВНИИБа, заводом Ригель, Фарфоровским постом и другими объектами. Агрессивно продвигался проект здания «Газпром-нефти» на месте уникального археологического комплекса фортификационных сооружений на Охтинском мысе. КГИОП дал разрешение на демонтаж уникального булыжного покрытия Шлиссельбургского тракта в Усть-Ижоре (единственная дорога в Петербурге, сохранившая на протяжении более 4 км своё историческое мощение).

Апофеозом должен был стать снос 8 домов на пр. Обуховской Обороны ради развязки Большого Смоленского моста, в том числе здания школы, которую окончила Ольга Берггольц и где формировалась в 1941 г. дивизия народного ополчения. При этом от точечных «исключений» КГИОП намеревался перейти к изменению всей концепции охраны исторических зданий, отказавшись от объективного критерия по дате постройки и заменив его субъективной оценкой ценности зданий.

Школа Ольги Берггольц и другие дома на проспекте Обуховской Обороны, подлежащие сносу для моста

Параллельно в мае-июне началась мощнейшая атака на градозащитные организации и ведущих активистов, представляющих наше движение в Совете по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга. Атака эта сперва носила характер заказных статей в СМИ и соцсетях, направленных против «Живого города», СПб ВООПИК, группы Сокурова, а затем переросла и в организационные шаги.

Из Совета по сохранению культурного наследия были исключены Алексей Ковалев, Александр Кононов, Александр Марголис, Юлия Минутина-Лобанова, Максим Резник. С помощью московского руководства ВООПИК была инициирована и проведена незаконная перевыборная конференция, прошедшая с грубейшими нарушениями закона и отстранившая градозащитное руководство петербургского отделения ВООПИК. За день до конференции московской верхушкой ВООПИК были исключены из организации Борис Вишневский, Анна Капитонова, Алексей Ковалев, Александр Кононов.

На все эти сносы и прочие события градозащитное движение реагировало усилением организационной активности и существенным ростом своих рядов за счёт новых активистов. Значительная часть этих активистов примкнула к движению в ходе борьбы по остановке сноса Бань Екимовой и противодействию незаконным собраниям по выборам делегатов на конференцию СПб ВООПИК.

Народный сход накануне перевыборной конференции ВООПИК

Кроме ярко выраженных уличных акций во всех районах города (сходов, пикетов, собраний и встреч с депутатами) градозащитники умело использовали юридические инструменты для противодействия разрушителям. Судебные иски активистов перевели борьбу в правовое поле по Охтинскому мысу, ВНИИБу, Баням Екимовой, Дому Басевича, Дому Шагина, Шлиссельбургскому шоссе, заводу Ригель, Перевозной 43, Дому Лапина, Дому Салтыковой и др. Практически везде были приняты меры предварительной защиты – работы остановлены. Позднее был подготовлен и подан иск по оспариванию незаконной конференции СПб ВООПИК.

Существенную помощь получили активисты после обращения муниципальных депутатов и градозащитников в Следственный комитет, который возбудил уголовные дела или начал проверку по большинству вышеперечисленных объектов. В ходе расследования уголовного дела по сносу здания Манежа лейб-гвардии Финляндского полка предъявлено обвинение и взята подписка о невыезде в отношении председателя КГИОП Сергея Макарова. Оперативно расследовано и уже направлено в суд дело об избиении и незаконном удержании градозащитника Олега Мухина.

Градозащитниками были созданы во второй половине года новые организационные и информационные структуры. Возникло движение и телеграм-чат «Стоп-снос» для объединения новых активистов и неравнодушных горожан. В сентябре начало работу Общество защиты памятников «Старый Петербург», объединившее всё прежнее градозащитное крыло СПб ВООПИК. При обществе заработала «Лаборатория мониторинга исторических зданий», методический семинар по предмету охраны объектов культурного наследия. Совместными усилиями градозащитников открыт «Градозащитный пресс-центр». Несколько новых проектов подготавливается и будет запущено уже в новом году.

Экскурсия в защиту закона 820-7 об исторических зданиях

В результате нам удаётся сохранить большинство исторических объектов, которым угрожал снос в 2022 г. Приостановлен и не принят новый вариант Закона Санкт-Петербурга «О границах зон охраны…». Приостановлен и будет перерабатываться закон о реновации. По обращению градозащитников признано незаконным продление контракта на работы по демонтажу мощения Шлиссельбургского шоссе. Выигран уже в трёх инстанциях суд по защите здания «Медсанчасти завода им. Калинина» на ул. Одоевского, 10. Включён в перечень выявленных объектов культурного наследия основной комплекс зданий «Фарфоровского поста». Отложен на Совете по сохранению культурного наследия вопрос об отказе в статусе Дворцу молодёжи. Принято решение о частичном воссоздании здания НИМИСТ в Ленэкспо.

Но по большинству объектов угрозы сохраняются, и в новом 2023 г. горожанам предстоит приложить не меньше усилий для защиты и сохранения исторических зданий нашего города.

Редакция «Градозащитного Петербурга» была с Вами весь этот тяжелый год и, не смотря на все трудности, продолжит свою работу по информированию петербуржцев в новом 2023 году.

Мира, сбережения, созидания нашему Петербургу!