Жертвы Красного террора обрели покой спустя столетие

22 ноября в Петербурге на Кладбище Жертв 9 января нашли покой останки 94 человек – жертв Красного террора, расстрелянных у стен Петропавловской крепости в 1917-1921 годах. Несколько лет назад градозащитное сообщество было в числе тех, кто настоял на полноценных исследованиях, когда при начале строительства стоянки автобусов для Музея истории города у стен крепости были обнаружены расстрельные ямы.

Церемония захоронения прошла тихо и незаметно, на отдаленном пустынном участке кладбища – 67А. Почтить память погибших пришли историки, поисковики, правозащитники, сотрудники Музея истории Санкт-Петербурга. Не было ни одного чиновника – представителя городских властей, кроме Уполномоченного по правам человека в Петербурге Светланы Агапитовой.

Анатолий Разумов – историк, сотрудник Российской Национальной библиотеки, руководитель Центра «Возвращенные имена», составитель мартирологов жертв репрессий и блокады, объяснил, что участок для захоронения был выбран неслучайно. Сюда с 1920-х годов вплоть до Большого террора 1937-1938 годов привозили и тайно зарывали расстрелянных в большевистских тюрьмах. Могилы этих людей не сохранились, но есть письменные и документальные свидетельства об этих событиях и в 2001 году на кладбище появился памятный знак «Жертвам политических репрессий».

Из найденных при раскопках в 2009-2013 годах 160 человек установлены личности лишь 16 человек. В 2011 году на Новодевичьем кладбище похоронили прах генерал-майора по Адмиралтейству Александра Николаевича Рыкова, георгиевского кавалера, одного из героев обороны Порт-Артура. Рыкова удалось идентифицировать, найти родственников. Среди 94 захороненных в братской могиле 22 ноября  идентифицированы 14 человек. Вот их имена. Это Владимир Павлович Ковалевский, Владимир Владимирович Морозов, Анатолий Михайлович Де-Симон, Павел Михайлович Плен, Вера Викторовна Шульгина, Юрий Андреевич Бетулинский, Владимир Спиридонович Туманов, Степан Осипович Логин, Александр Александрович Грабовский, Георгий Александрович Соловьев, Иван Николаевич Трифонов, Иосиф Павлович Христик, Кальман Абрамович Абрамсон и Иван Александрович Смирнов.

Единственная женщина – Вера Викторовна Шульгина, смолянка, родившаяся в 1880-х годах, родная сестра генерал-майора Бориса Викторовича Шульгина. В Первую мировую войну стала сестрой милосердия, а с 1918 — главный инициатор и пайщица создания кафе-кондитерской «Goutes», где собирались бывшие офицеры русской императорской армии. 24 августа 1918 — арестована, в  декабре отправлена в Трубецкой бастион Петропавловской крепости и расстреляна.

До сих пор не преданы земле останки контр-адмирала Свиты Его Императорского Величества  Михаила Михайловича Веселкина (1871-1918) – его скелет оказался на краю разрушения могильной ямы, исследователи надеются, что еще будут найдены фрагменты его останков.

После обнаружения могильника в раскопках  и изучении останков  принимали участие археологи  под руководством Владимира Кильдюшевского, научного сотрудника Института истории материальной культуры РАН, поисковики отряда «Святой Георгий», специалисты Музея Антропологии и этнографии им Петра Великого – Кунсткамеры, историк Ирина Карпенко, археолог и антрополог Денис Пежемский – ныне заместитель директора Научно-просветительского центра палеоэтнологических исследований. Финансирование работ шло из бюджета Петербурга и из средств Центра, но работы будут продолжаться.

Денис Пежемский назвал церемонию захоронения важным историческим событием: «Эти люди впервые по-настоящему захоронены, над ними совершены все необходимые обряды – это самое важное с точки зрения духовной, а с точки зрения исторической памяти  эта церемония – повод вернуться к обсуждению трагической темы террора. Все как будто хотят гражданского мира, и в то же время боятся признавать, что в истории нашей страны были эти трагические страницы, но эта боязнь не сделает нас гражданским обществом. Мы не должны избегать трудных вопросов нашей истории – надо все называть своими именами, чтобы общество обрело гражданский мир».

Справка:

С декабря 1917 года тюрьма Трубецкого бастиона Петропавловской крепости и крепостные гауптвахты входили в систему тюрем ВЧК-ОГПУ. В 1917-1921 годах здесь содержались члены Временного правительства, юнкера, а затем подозреваемые в сопротивлении советской власти и заложники эпохи Красного террора. Крепость стала местом казни и захоронения казненных. До сих пор не найдены останки расстрелянных в конце января 1919 года  в Петропавловской крепости великих князей Павла Александровича, Дмитрия Константиновича, Николая Михайловича и Георгия Михайловича.

Галина Артёменко