25 сентября в Санкт-Петербургском отделении ВООПИК состоялся первый Витражный вечер — итоговое обсуждение первого этапа проекта «Витражи Петербурга: инвентаризация». На встрече организаторы проекта рассказали о подготовке, ходе исследования и дальнейших планах.
Проект «Витражи Петербурга: инвентаризация» – это переучет всех исторических витражей Петербурга, созданных до 1917 года и находящихся на лестницах жилых домов XIX — начала XX в. Его организаторы – кандидат искусствоведения Татьяна Княжицкая, заместитель председателя СПбО ВООПИК Сергей Васильев и градозащитница Александра Тесакова.



Участниками инвентаризации стали почти тридцать человек активистов и волонтеров. С лета 2019 по весну 2020 года они создавали базу данных с описанием и фотографиями практически всех витражей и декоративного остекления окон и дверей в старом фонде Васильевского острова. Это первая часть задуманной тотальной инвентаризации всего витражного наследия города.
Результаты опубликованы в интернете на сайте «Витражи в России», по итогам сделана тематическая общедоступная карта с адресами домов, а летом 2020 года был выпущен печатный каталог с фотографиями и обширными статьями по теме. Подробнее об идеологии проекта ГП писал в мае 2020 года.
Кроме непосредственно витражей внимание волонтеров было также направлено на цветное и декоративное стекло: стеклоблоки Фальконье, травленое, фактурное прессованное, гравированное, а также на уникальные оконные переплеты, представляющие художественный и исторический интерес.
В планах проекта силами волонтеров провести инвентаризацию всего старого фонда на предмет наличия и сохранности уникальных деталей интерьера. Весной 2020 года была завершена инвентаризация Василеостровского района, в сентябре — Петроградского, на очереди Центральный, Адмиралтейский районы и отдельные исторические здания, находящиеся в других районах города.
По итогам первого этапа учтен 41 адрес с историческим остеклением: 2 целых окна, 3 адреса с витражами в аварийном состоянии и всего около 150 объектов со стеклом начала ХХ века: окна, двери, потолки.
В ходе работы Василеостровский район был разделен на 20 участков, 6 месяцев понадобилось на освоение этой территории (сентябрь 2019 — март 2020), в исследовании участвовали 29 волонтеров.

Как объясняют организаторы, сама по себе инвентаризация таких деталей не является целью. Она нужна для фиксации утрат и дальнейшей работы с полученным материалом: привлечение внимания общественности, инициирование контроля за сохранностью со стороны жителей, диалог с администрацией и КГИОП о защите неохраняемых деталей, внесение изменений в действующее законодательство, реставрация и поиск финансирования на нее.
Одной из магистральных целей является создание алгоритма сохранения аварийных витражных окон на примере конкретных адресов.
Также организаторы выделили просветительскую функцию проекта и в качестве одной из перспектив для развития назвали возможную выставку о витражах Петербурга с акцентом на проблемы сохранности этого наследия. На данный момент есть предварительная договоренность с Измайловской библиотекой на весну 2021 года.
На данный момент проект является самофинансируемым, и труд организаторов и всех волонтеров, фиксирующих витражи и ведущих социальные сети, не вознаграждается. Напротив: в издание книги с красочными фотографиями витражей Василеостровского района вкладывались сами участники.

Встреча не обошлась без дискуссий: из зала прозвучал вопрос, не лучше ли изъять все витражи в их текущем состоянии, и, пока не поздно, и поместить их в музей?
Мнения на этот счет разделились: часть присутствовавших вместе с организаторами проекта считают, что декоративные элементы дома должны сохраняться на своем изначальном месте, в идеале — быть восстановленными до первоначального вида, создающего целостный архитектурный образ.
Остальные полагают, что восстановленная часть витража — это муляж, и главная ценность такого элемента в его подлинности. Также многие задались вопросом о возможном всплеске вандализма после публикации всех адресов, от чего витражи может спасти только их размещение в музее.
Как отмечали присутствовавшие, в городе мало музеев, которые могли бы принять такие элементы под ответственное хранение, а затем заняться их реставрацией. Если витражи окажутся в фондах, то любоваться ими смогут только музейные сотрудники, а первоначальный замысел архитектора будет нарушен.
При этом буквально через день после обсуждения обнаружилась утрата декоративных стекол — в центральной парадной по лицевому фасаду на Ораниенбаумской улице, 22-24. В течении лета 2020 года деревянные рамы с остатками декоративных фактурных стекол начала ХХ века заменены на стеклопакеты на всех этажах.
Депутат Заксобрания Алексей Ковалёв обратился в прокуратуру Петроградского района с просьбой дать правовую оценку действий управляющей компании по несогласованному демонтажу ценных исторических витражей и принять меры прокурорского реагирования. В аналогичном обращении в КГА и КГИОП он спросил, согласовывал ли Комитет проект работ по замене исторических оконных заполнений на стеклопакеты.
Ясно, что в данном случае речь идет не о вандализме, а о халатности чиновников, но тогда острее встает вопрос: сохранять витражи на месте или спасать их от алчности хантеров и произвола управляющих компаний, пряча в музей?
Осознавая все риски, организаторы и участники проекта «Витражи Петербурга» склоняются к первому варианту, чем схожи с другими героями ГП: мастерской «Двери с помоек», основатели которой также считают, что их подопечные — двери — должны оставаться на своих местах.
В мае ГП опубликовал инструкцию соруководителя инвентаризации Татьяны Княжицкой — о том, что делать, если витражам в вашем доме грозит замена на стеклопакеты во время ремонта. Это может быть прямым руководством к действию, даже для тех, кто никогда не занимался градозащитой и не считает себя активистом, но хочет помочь.
Сейчас готовится выпуск второй книги по Петроградскому острову, а пока каждый желающий может стать волонтером проекта, заполнив форму на сайте и вступив в чат. Организаторы ставят разные задачи — для выполнения некоторых не обязательно находиться в Санкт-Петербурге.
Марина Селезнева