Памятники спальных районов: Обуховский сталелитейный завод (бывшая Александровская мануфактура)

Александровская мануфактура была первой в стране механической бумагопрядильной фабрикой. В 1798 г. мануфактур-коллегия рассмотрела план обработки хлопчатой бумаги и шерсти с использованием машин и с одобрением представила императору Павлу I. Концепцию предложил аббат Михаил Оссовский. Предполагалось, что промышленный подход улучшит производство тканей, а на мануфактуре начнут подготавливать квалифицированных мастеров для русской текстильной промышленности и машиностроения. Предприятие решили разместить «на 12-й версте Шлиссельбургского тракта» в селе Александровское.

В 1799 г. после смерти Оссовского управление фабрикой поручили инженер-генералу А.Я. Вильсону, который при участи архитектора А.Н. Рокова проектировал первые строения мануфактуры. Примечательно, что в этот период в промышленной архитектуре стали применяться нового типа здания с ячейково-зальной организацией внутреннего пространства, образованного конструктивной системой, состоящей из чугунных колонн и балок. В технике строительства стали вводить металлический каркас.

В 1804 г. мануфактура была разделена на три отделения: прядильное, ткацкое и слесарное. В 1808 г. на производстве установили первый российский механический ткацкий станок, в 1816 г. было устроено газовое освещение, а еще спустя три года на территории открыли Императорскую Карточную фабрику.
К 1830-м гг. Александровская мануфактура выпускала широкий круг товаров разного назначения: льняные и хлопковые ткани, жаккардовые скатерти, парусину и флагдуки для кораблей, ткацкие станки и другие изделия. К 1850-м гг. окончательно сформировался способ производства на новой энергетической основе (паровой двигатель). Несмотря на изначальную успешность, передовая мануфактура не выдержала конкуренции с перехватившими инициативу частными фабриками и была закрыта к 1860 г. как приносящая убыток казне.

В 1863 г. Александр II велел передать фабричный участок со всеми находящимися на нем строениями Морскому министерству для проектирования оборонного предприятия. После поражения России в Крымской кампании 1853-1856 гг. стране требовалось современное перевооружение, основанное на своей развивающейся технической базе. Так 4 (16) мая 1863 г. было создано Товарищество Обуховского Сталелитейного завода, с которым заключили контракт о строительстве в срок до 5 лет. Товарищество представляли горный инженер П.М. Обухов, промышленник Н.И. Путилов и купец 1-й гильдии С.Г. Кудрявцев. Над преобразованием корпусов мануфактуры трудился архитектор Р.Р. фон Генрихсен.

С 1869 г. завод именовали Обуховским в честь Павла Матвеевича Обухова, который изобрел способ производства высококачественной литой тигельной стали для изготовления артиллерийских орудий. Инновационная методика Обухова впоследствии была доработана металлургом Д.К. Черновым и сыграла колоссальную роль в развитии отечественного металловедения.

В 1865 г. для закупки оборудования за границей Товарищество было вынуждено взять ссуду у Морского министерства, обязавшись контролировать деятельность завода вплоть до погашения долга. Было создано Правление завода, начальником которого назначили капитан-лейтенанта А.А. Колокольцева. В присутствии императора Александра II была отлита первая болванка для 8-фунтовой пушки.

Помимо различных орудий для нужд армии и флота завод выпускал оснастку для железных дорог, броневые плиты для судов и валы для паровых машин, всевозможные инструменты хирургического и слесарного назначения, ружейные стволы и магазины. С 1886 г. было налажено производство мин и торпед. Тогда же был принят заказ на изготовление первых двух двигателей для летательного аппарата – самолета А.Ф. Можайского.
К услугам завода обращались Д.И. Менделеев и основоположник русской скорострельной артиллерии В.С. Барановский. Обуховская сталь использовалась для сооружения Пулковской обсерватории. Качество стали также ценилось за рубежом, ее поставляли в Англию и Германию – она не уступала европейским стандартам, но стоила в разы дешевле. Изделия были отмечены высшими наградами более чем на 10 отечественных и международных выставках.

С 1 февраля 1886 г. рентабельное предприятие Указом императора Александра II было передано в казну с выкупом акций у владельцев. Тем не менее, завод продолжил существовать на средства, выручаемые за продукцию. Хороший доход способствовал улучшению производственной деятельности: управление поставляло в мастерские новейшее оборудование, расширяло цеха, командировало перспективных инженеров в целях повышения квалификации и изучения новых технологий выплавки и разработки орудий.

Расширялась и территория предприятия. В 1898 г. на правом берегу Невы завод приобрел участок для устройства полигона, где возвели пристрельную башню в неоготическом стиле. К концу XIX века успешно функционировали тигельная, сталелитейная, молотовая, чугунно-литейная, пушечно-отделочная мастерские, кузница, лаборатория, газовый завод и древосушилка. Здесь трудились сталевары, кузнецы и оружейники с Урала. Подсобными работами занимались бывшие служащие Александровской мануфактуры, а также крестьяне из Рыбацкого и Усть-Славянки.
В 1890-1910-е гг. под руководством Ф.Ф. Лумберга были выстроены бронеотделочная и замочная пушечная мастерская, больница и здание администрации с амбулаторией, техническое училище, минная мастерская, главная электрическая станция.

1912-1913 гг. (фото: citywalls)

В 1904 г. к Обуховскому заводу присоединили Александровский сталелитейный и рельсопрокатный завод, а через год была основана промышленная технико-оптическая мастерская – приборы ее производства получили Золотую медаль на Всемирной оптической выставке во Франции. В 1909 г. была создана электросталелитейная мастерская. Электросталь в слитках оказалась в три раза дешевле – и тигельное производство было окончательно прекращено. В 1910-е гг. на заводе реконструировали старые производственные корпуса, строили и вводили в эксплуатацию новые цеха. В 1911 г. появилась котельная мастерская, где через год освоили пневматическую клепку.

На плане территории предприятия от 1912 г. нанесено в общей сложности 63 строения. К 1914 г. на заводе трудилось более 10 тыс. человек. Для них были устроены каменная церковь, училище, библиотека, общество потребителей, больница и школа для детей. Впрочем, не обходилось без эксцессов. Рабочие завода были участниками «Обуховской обороны», стачки с властями из-за уменьшения оплаты труда и увольнений в мае 1901 г.

К началу XX века Обуховский сталелитейный завод вооружил фактически весь российский флот и часть сухопутной артиллерии и вошел в десятку самых крупных мировых сталелитейных предприятий. За вклад в развитие военно-морского и гражданского флотов завод наряду с Адмиралтейским, Балтийским и Ижорским получил право вывешивать собственный флаг (и делать вымпелы для кораблей) – но эту привилегию упразднили после революции.

В декабре 1917 г. работа Обуховского завода была приостановлена, штат распущен, предприятие перешло в ведомство советской Комиссии по управлению заводом. В 1921 г. власти возобновили сталелитейное производство для нужд железной дороги и тракторостроение. Спустя год предприятие переименовали в Петроградский Орудийный Оптический и Сталелитейный завод «Большевик». В этот период самым большим достижением можно назвать выпуск первого советского авиационного мотора.
В 1930-е гг. оптический отдел развился в оптико-механический завод и вышел из состава предприятия, а «Большевик» активно участвовал в металлургических стройках. Завод положил начало производству серийных танков МС-1 (Т-18), которое также образовало отдельную отрасль – танковый завод им. К.Е. Ворошилова. В 1935-37 гг. «Большевик» изготавливал каркасы и эмблемы «Серп и Молот» для звезд Кремля.

В годы Великой Отечественной войны завод работал для фронта и бесперебойно снабжал армию орудиями и боеприпасами. Сборщики ремонтировали военную технику вручную, при свечах и коптилках. Конструкторское бюро спроектировало десятки артиллерийских систем крупного калибра, выпускавшихся под индексом «Б» («Большевик») и задействованных в сражениях. На территории завода возводили оборонительные укрепления, огневые точки, а в цехах были пробиты стрелковые амбразуры. При вражеских атаках с воздуха на участок было сброшено более 3 тыс. снарядов, около 500 фугасных и несколько тысяч авиабомб.

В течение первых послевоенных лет «Большевик» восстанавливался: шел капитальный ремонт цехов, многие корпуса были перестроены и модифицированы – предприятию хотели вернуть былую производственную мощность.
В 1957 г. были автоматизированы мартеновские печи.

Во второй половине XX века сталелитейное и машиностроительное предприятие продолжило работу, выпуская самую разную продукцию: сталь и литье; поковки и штамповочные изделия; тюбинги для метрополитена; валы для судов; крупногабаритные секции и автоклавы; детали для АЭС, мостовых конструкций и буровых вышек; сельскохозяйственную технику и даже антенные системы дальней космической связи.
В 1982 г. бюро завода разработало наземное оборудование для универсальной космической системы «Энергия-Буран».

В 2003 г. ФГУП «Государственный Обуховский завод» было преобразовано в ОАО «ГОЗ Обуховский завод». Помимо атомной энергетики, гражданского судостроения и других отраслей промышленности, предприятие специализируется на проектировании, изготовлении, монтаже и обслуживании различного рода систем вооружений и военной техники для МинОбороны. Указом Президента Обуховский завод вошел в сотню ведущих стратегически важных предприятий военно-промышленного комплекса страны. Как все эти годы закалялась сталь, можно посмотреть в фильме, приуроченном к 150-летию завода в 2013 г.

В 2015 г. ансамбль зданий Обуховского завода был взят под государственную охрану как региональный памятник «Императорская Александровская мануфактура (Обуховский сталелитейный завод)».

фото: май, 2019 г.