Дом Зотова, он же Постоялый двор, стоит в руинах более 20 лет. Двухэтажную постройку с мезонином возвели в Рыбной слободе в первой трети XIX века. Здание формировало красную линию Рыбацкого проспекта вблизи реки Мурзинки. Авторство доподлинно неизвестно, но его приписывают архитектору позднего классицизма С. Л. Шустову.
По данным Росреестра, по состоянию на май 1985 г. дом еще числился жилым, но спустя 2 года его расселили, и он остался одиноко стоять без кровли, с зияющими проемами окон.
В 90-е годы здание поставили под государственную охрану как памятник архитектуры регионального значения, однако с тех пор тот лишь прозябал и разрушался.
В 2016 г., согласно проекту планировки квартала, утвержденному Смольным, здесь хотели обустроить «объект социального обеспечения». Указанные параметры здания на участке подразумевали, что постоялый двор, наконец, поднимут из руин. Согласно распоряжению об утверждении охранного обязательства, вывешенному на сайте КГИОП в декабре 2017 г., проектная документация на реставрационные работы должна быть разработана до конца текущего года.
Краеведы давно говорят, что в Зотовом доме можно было бы разместить часть экспозиции музея «Невская застава», который нуждается в дополнительных помещениях. Но вряд ли эта концепция найдет отклик.



Из истории:
Рыбную слободу начали заселять в 1710-20-е гг. Рыбопромышленники Зотовы были выходцами из села Дединово Московской губернии, и впервые упоминаются в исповедной росписи Рыбацкой Покровской церкви за 1738 г. Согласно историческим справкам, семья славилась своими уловами на Вольном и Петровском островах, они держали тоню (промысловый участок) у завода Берда на Большой Неве, а также арендовали берег Крестовского острова, принадлежавшего князьям Белосельским-Белозерским.
В 1864 г. на Матисовом острове Иван Иванович Зотов выловил осетра весом 8 пудов (около 130 кг), которого преподнес в дар великому князю Николаю Александровичу. А в 1889 году, участвуя в первой Всероссийской рыбопромышленной выставке, братья Зотовы были удостоены Большой серебряной медали за изготовленные ими рыболовные орудия. Они также посещали Всероссийскую Нижегородскую выставку в 1896 г., где демонстрировали свое снаряжение и закол для рыбы. В экспозиции зала краеведения Рыбацкой библиотеки №6 представлен буклет фирмы Зотовых того времени.
По воспоминаниям дочери Белковой (Зотовой) Людмилы Александровны о семейном доме:
«В начале XX века дом был разделен на две части: та, что выходит на Неву и Рыбацкий проспект, и та, что на Рылеевскую улицу – в этом крыле дома жила семья Зотова Александра Ильича. Занимался он покупкой списанных барок, разбирал их и продавал на дрова. Был также смотрителем строительных работ в 1900 году, когда перестраивали Храм Покрова Пресвятой Богородицы. В Первую мировую воевал, был Георгиевским кавалером. В день Святого Георгия государем устраивался прием для Георгиевских кавалеров во дворце, столовый прибор с салфеткой отдавали в качестве презента. Эта салфетка еще долго хранилась в семье. В конце 30-х годов мама ее гладила утюгом, и там проявился вытканный портрет царской семьи, убрали сразу же куда подальше.
Первый и полуподвальный этаж был разделен на три части, причем весьма условно. Комнаты были анфиладой, то есть сквозные… В угловой комнате камин из белых плиточек, старинная мебель, даже ломберный столик, покрытый зеленым сукном, занавески ламбрекенами…»
В период Великой Отечественной войны в доме размещались штаб связи и отдел комплектования 55 армии. По рассказам старожилов, тогда жители называли его Желтый Дом или Круглый Дом. Говорят, что подвальный этаж заканчивался дверью с потайным ходом: якобы советские солдаты на случай, если враг прорвет оборону, выкопали под Невой тоннель, идущий до деревни Новосаратовка, где хранились провиант и боеприпасы. И надо отметить, это далеко не единственная легенда, связанная со зданием.
Сейчас территория памятника заброшена, и на фоне глянцевых многоэтажных «муравейников» он будто символизирует печальные руины истории – зрелище воистину удручающее!
В ближайшие годы хотелось бы увидеть, как дом переживает ренессанс и обрастает новой историей.