Сегодня, редкий случай, заседание Градостроительного совета Санкт-Петербурга обошлось без рассмотрения проектов застройки. Все три вопроса были посвящены установке памятников.
Памятник поэту Михаилу Дудину во дворе дома, где он жил, на Большой Посадской ул. (сквер между домами 6, 8 и 10) рассматривали в третий раз и наконец завершили обсуждение. Авторский коллектив признал, что предыдущий вариант в своём развитии зашёл в тупик, и представил улучшенную версию, которая в этот раз дискуссий не вызвала. Всё уже было сказано, и не раз.
Заметим в скобках, Дудин оказался первым деятелем, прошедшим до конца новую процедуру общественного сита при установке городских памятников, в лице Общественной палаты Санкт-Петербурга, которая, вмешавшись в список выдающихся петербуржцев — лидеров народного голосования на сайте КГА, изменила список до неузнаваемости. В частности, другой поэт (Иосиф Бродский), входивший в первую пятёрку рейтинга, был из списка памятников и вовсе удалён (вместе с Владимиром Набоковым и некоторыми другими). Что не умалило славы Нобелевского лауреата по литературе, но поставило под сомнение адекватность и компетентность яйцеголовых деятелей из Общественной палаты.
Активно дебатировались два других вопроса повестки. Повторно рассматривался проект памятного знака «Триумф Российского флота» возле Морского собора в Кронштадте, предлагаемый к установке неким Женским православно-патриотическим обществом (ЖППО). В первый раз проект отклонили из-за совершенно беспомощной и непрофессиональной подачи. В этот раз авторы учли свои ошибки, но всё равно попали под жёсткий огонь критики. Теперь им предстоит учесть многочисленные замечания членов Градсовета.
Самым весёлым получилось сегодня обсуждение памятника Жанне Д’Арк в Советском переулке, подаренного городу французскими друзьями. Недаром инициатором установки значится ООО «Нескучный сад». И Градсовет не скучал.
Подарок надлежало не только принять, но и согласовать с французскими дарителями место в центре города. Предложенное сегодня место было уже четвёртым и было названо компромиссным.

Компромисс чувствовался буквально во всём. Место было в центре, но на самой его окраине. На улице, но на малопосещаемой. Памятник установили рядом с французским колледжем, но не перед ним, а перед соседним зданием «Детского театра на Неве» (колледж выглядит слишком страшно, отметил докладчик). Скульптора пригласили французского, но эмигранта, бывшего нашего соотечественника (Бориса Лежена). Памятник оригинальный, но почти такой же стоит в предместье Парижа. В оригинале была ещё красивая арка, но от неё отказались. Жанна изображена в женском платье, но с мечом на боку. Она стоит, но как бы и движется. Хочет упасть, но сохраняет равновесие. Памятник к Петербургу (тем более к историческому центру) никакого отношения не имеет, но как бы и отказаться от подарка не получается. Если и дальше город будет искать такие компромиссы, то скоро весь центр будет украшен сомнительными композициями случайных персонажей на случайных местах, без какого-либо смысла. Планка качества (градостроительная, художественная, человеческая) падает, и мы падаем вслед за ней. Удерживается только Жанна.
Результаты тайного голосования членов Градсовета не публикуются и пока неизвестны.