«Ощущение хрупкости и нужности памяти»

Наталия Сивохина, неутомимый градозащитник, известна всему Петербургу своей отзывчивостью, целеустремленностью и готовностью всегда откликнуться на призыв о помощи. Теперь она — победитель конкурса «Петербургский гражданин-2017», и «Градозащитный Петербург» еще раз поздравляет ее с победой, хотя любой градозащитник и прекрасно знает Наташу и ценит ее безотносительно к любым конкурсам и званиям. Мы попросили Наталию немного рассказать читателям о себе и своей деятельности.

Расскажи, когда и с чего началась твоя градозащитная деятельность?
–С подготовки к Маршу в защиту Петербурга и борьбы за археологические памятники Охты в 2009 году.

 – Понятно, что любое здание, любой сквер, за который приходится бороться, становится очень значимым. И все же: какие объекты из своей прошлой деятельности ты могла бы выделить как особенно важными для тебя?

– Литературный дом и дом Рогова, дома на Дегтярном, 26 и Мира, 36 (которые мы не сумели спасти), Никольские ряды…

Еще –Миллионная, 4, Шуваловское кладбище, сквер на Ивана Фомина. Из продолжающихся историй: Охтинский мыс, Блокадная подстанция, Лопухинский сад, Удельный парк, квартал на Тележной улице.

Очень запомнилась борьба за Исаакий, которая тысячи людей вывела на улицы.

 – Какие градозащитные проблемы, на твой взгляд, сейчас наиболее острые для Петербурга?

– В целом – те же, что и раньше. Коммерческая застройка, наступающая на культурное и научное наследие, на исторические здания, скверы и кладбища. Доведение до аварийности расселённых исторических зданий – пока эта проблема для Петербурга и окрестностей более чем актуальна.

Для меня лично сейчас наиболее «горящие истории»  – Пулковская обсерватория (ГАО РАН), Фарфоровское кладбище (куда снова пришёл жадный до земли инвестор).   Для моих коллег из других инициативных групп  – это другие названия и адреса, счёт которым идёт на десятки. И наверняка я что-то забыла.

 – Очень сложно столько лет посвятить градозащите — это требует и сил, и времени… Какие мысли тебе помогают справляться?

– Прежде всего это мысли о том, что я не одна – скажем так, ощущение себя частью сообщества людей, которые меняют мир вокруг себя, потому что приняли такое решение.

Желание сохранить – есть вещи, которые нельзя уничтожать – обычно человек кожей это чувствует, что ли. Старинный дом, парк, озеро, резная решётка разумеется, сами себя защитить не могут. Это неуловимое ощущение хрупкости и нужности памяти, если можно так выразиться, конечно).

Ну и опыт играет нехорошую шутку – мы (это я о градозащитном сообществе в целом) в какой-то момент понимаем, что знаем, как рассказать о проблеме, понимаем, что нужно сделать для её решения и можем этим поделиться.

 – Что ты чувствовала, когда узнала, что тебе присвоена премия «Петербургский гражданин»?

– Легкое недоумение – я не очень для себя сначала определила, что с этим теперь делать, потому что соревноваться со своими же коллегами – это как-то странно, что ли.

На самом-то деле конкурс задуман организаторами не с целью определить победителей – это просто такая игровая форма, с помощью которой люди получают возможность рассказать о том, что делают. И это очень важно – и для них самих, и для тех, кто, возможно, заинтересуется и присоединится.

– Какое у тебя любимое место в Петербурге?
– Вот не могу определиться. В принципе центр города – очень люблю гулять по нему (особенно летом). И ещё парки – Удельный и ЦПКиО, конечно.

 

Беседовала Юлия Минутина-Лобанова. Фотографии: Виктория Андреева, Константин Румянцев