Вплоть до середины XVIII века река Фонтанка оставалась южной границей Петербурга и представляла собой болотную речку. Облицовка берегов реки в гранит началась в 1780-х гг., одновременно с этим через реку стали строить каменные мосты.
В 1785-1788 годах через реку по «образцовому» типовому проекту были построены семь мостов. Они имели характерный облик – три пролета, гранитные башни со свисающими металлическими цепями.
Башни и цепи не были просто украшением: средний пролёт моста был разводной, размещённые в башнях механизмы, натягивая цепи, поднимали и раскрывали крылья центрального пролёта.
Из семи мостов, выполненных по типовым чертежам XVIII века, до наших дней cохранились два.
Один из них — Старо-Калинкин мост. На табличках, установленных на башнях моста, обозначены даты начала и окончания строительства (Н.1786 — О.1788).
Cтаро-Калинкин мост, объект культурного наследия федерального значения
Также построенный по «образцовому» проекту Измайловский мост, реконструировали уже в середине XIX века. Его пролёты одними из первых в Петербурге перекрыли металлическими балками со сплошными стенками, мост перестал быть разводным.

К середине XIX века судоходство по Фонтанке резко сократилось, средние разводные пролёты мостов стали заменять каменными арками, а башни разбирать за ненадобностью. В 1865 г. были реконструированы «типовые» Обуховский и Семёновские мосты.


Чернышов мост должен был повторить их судьбу. Когда в конце 1900-г. по нему собирались пустить трамвай, Петербургская управа решила уничтожить башни моста. Лишь благодаря решительному протесту Академии художеств, мост удалось сохранить в первоначальном виде, и только деревянную конструкцию среднего пролёта заменили металлической балкой.
Чернышов мост (мост Ломоносова),
объект культурного наследия федерального значения
Трудно поверить, что и Аничков мост когда-то был «типовым». Знаменитые кони Клодта украсили его лишь в 1841 г.

Аничков мост,
объект культурного наследия федерального значения
Последний в череде семи «образцовых» — Симеоновский (ныне мост Белинского). Ровесник церкви Симеона и Анны, сохранившейся до наших дней, мост по иронии судьбы утратил не только «типовой» облик, но и название.

объект культурного наследия федерального значения
Дмитрий Евстафьев
При подготовке статьи использованы материалы книги А. Л. Пунина «Повесть о Ленинградских мостах»